В ноябре 2015 года в Москве, в Центральном доме художника состоялась презентация семитомного издания избранных сочинений М.С. Кагана. Участники презентации подчеркивали, что с течением времени «очевиднее становятся масштабы его научной деятельности, последовательно “захватывавшей” в орбиту своего таланта все новые и новые области познания» [2, с. 234]. Необходимо отметить, что М.С. Каган сумел сказать свое собственное слово не только «в эстетике и искусствознании, философии культуры и культурологии, междисциплинарных исследованиях» [2, с. 234], но и, не будучи ученым-дидактом, в педагогике. Участвуя лично в издательском проекте семитомника, Моисей Самойлович включил в него практически все свои статьи по проблемам педагогики, написанные в разные годы [6]. Одной из сквозных идей М.С. Кагана была идея о функции педагогики в культуре, понимаемой не в узком смысле педагогики, но «во всем многообразии форм и способов целенаправленной передачи накопленного человечеством опыта каждому вступающему в жизнь индивиду» (курсив М.К. — В.В.) [9, с. 592]. В своих выступлениях перед педагогами, в статьях, посвященных вопросам дидактики, М.С. Каган использовал следующий способ популяризации культурологических знаний среди педагогического корпуса: он рассматривал основы педагогики сквозь призму культурологии. Сколь эффективен этот способ, я поняла, когда, оказавшись в силу объективных причин на педагогической кафедре, должна была читать студентам курс «Педагогика высшей школы». Культурологическая установка лежала в основе моих лекций и практических занятий, и это было интересно будущим педагогам, которые с удивлением обнаруживали, что известные им (и набившие оскомину) педагогические постулаты можно рассмотреть под культурологическим углом зрения и понять, что и биология, и физика, и география «есть предмет культурологии... Но не сами по себе, не в рамках своего узко дисциплинарного дискурса, а в их отношении к человеку» [13]. Глубоко убеждена, что главным результатом популяризации культурологических знаний в педагогических вузах должно стать формирование у студентов культурологического мышления. И это является одним из эффективных способов укрепления статуса и профессии культуролога и науки культурологии. В данной статье предлагается «посмотреть глазами культуролога» на одну из сложных педагогических проблем.