В статье анализируется история развития системы массового образования в контексте сопоставления двух подходов к целям образования — гуманистического и утилитарного. Демонстрируется влияние экономических интересов производителей как фактора, определившего доминирование утилитарного подхода и распространение образовательных институтов, реализующих его принципы в современном обществе. Раскрываются особенности предпринимательского университета.
В статье поднимается вопрос о целях, задачах и особенностях преподавания философии для инженерных специальностей и направлений. Авторы анализируют основные методики, которые часто используют при изучении философии в системе высшего образования, и отмечают положительные и отрицательные стороны педагогических технологий. Результатом такого анализа является выделение двух методологических подходов в преподавании философии: индуктивного и дедуктивного. Авторы настаивают на необходимости дедуктивного подхода как возможности формирования целостного мировоззрения студента.
В статье выявлены проблемы преподавания философии в условиях, когда она позиционируется как мудрость. Однако такой философией нельзя овладеть обычным путем, потому что, по словам К. Ясперса, каждый человек должен овладевать философским мышлением самостоятельно. Поэтому на практике философия в университете преподается как система знаний о предмете, принципах, категориях, способах философствования, крупнейших представителях, а также основных подходах к решению «вечных» философских проблем. Автор приводит аргументы pro et contra на философию в вузе.
Статья посвящена поиску парадигмы развития новой системы педагогики. В работе рассматриваются основные черты новой педагогики, к которым относятся преемственность более древних форм педагогических систем, а также свойства подвижности, самонастраиваемости, трансформации, когнитивности, устойчивости и др.
В статье рассматривается проблема использования культурологического знания, дискурса, анализа как способа формирования гуманитарно ориентированного стиля мышления в процессе подготовки специалистов различного профиля.
Патриотическое воспитание гражданина начинается с семьи, со школьной и студенческой скамьи, и важнейшая задача — не упустить время, найти нужные слова и исторические примеры, которые бы поразили воображение молодого человека, заставили бы его задуматься «о судьбах нашей Родины» и связать с ними свою судьбу. В этом вопросе весьма губителен формальный подход. В статье показано, как на уроках истории в вузе можно обеспечивать воспитательную составляющую образования.
В современных условиях возрастает зависимость экономического и социального прогресса от адаптивности человека, от его способности и готовности отвечать на вызовы времени, от его способности развивать и использовать необходимые качества. Повышение культурного уровня, социализация, раскрытие личностных качеств — все это входит в контекст задач институтов образовательной сферы. Концепция современного образования, несомненно, должна обращаться к лучшему, что было создано предшествующей историей развития, и потому должна базироваться на гуманитарной доктрине. В статье показано, что курсы по этикету направлены на формирование общекультурных компетенций студентов всех специальностей и направлений.
В статье говорится о взаимодействии журналистики и эстетической культуры, о важности внедрения медиаобразования в программу обучения. Особое внимание уделяется проблемам воспитания подрастающего поколения и формирования у него целостной картины мира. В качестве достижения заявленных целей автором предлагается уделять большое внимание эстетическому образованию, с помощью которого в итоге можно достичь повышения культурно-эстетического уровня развития граждан. По мнению автора, способствовать развитию медиаобразования должны не только соответствующие педагоги, но и работники средств массовой информации. Автор приходит к выводу, что медиаобразование — это взаимодействие журналистики и эстетической культуры. Получать медиаобразование можно не только в специализированных учебных заведениях, но и с помощью средств массовой информации.
Актуальность данной статьи заключается прежде всего в том, что сегодня философия науки как дисциплина и научное направление в нашей стране развивается достаточно активно. Однако дискуссионным вопросом остается определение статуса этой науки, ее проблемного поля, методологии, праксиологии и т.д. В данной статье авторы ставят задачу рассмотреть вопросы философии науки, имеющие прикладной характер, что составляет один из аспектов этого научного направления.