По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Уважаемые читатели журнала «Ученый совет»!

Ключевые слова:

Главная тема данного номера связана с вопросом о том, какие функции в современном обществе должно выполнять образование. Вокруг этого вопроса все время возникают дискуссии: каким должно быть образование — фундаментальным или утилитарным, должно ли быть образование фактором формирования человека разносторонне образованного, способного самостоятельно и свободно мыслить, или такая подготовка — чрезмерное бремя на плечах общества и образование должно способствовать экономическому росту страны, а значит, и выпускник вуза — это прежде всего специалист, способный сразу же включиться в производственный процесс? Соответственно, каким должен быть в современных условиях сам университет — исследовательским или предпринимательским?

Эти вопросы в значительной степени обусловлены исторически, ведь в сословном обществе, которое существовало вплоть до середины XIX века, университетское образование было прерогативой по преимуществу самых привилегированных слоев. Однако и образование дворян было направлено на формирование личности, необходимой государству, — и здесь гуманитарная составляющая, включающая знание философии, истории, литературы, была неотъемлемой частью, так как предоставляла гарантии производства человека, способного мыслить категориями не утилитарных потребностей, а высших ценностей, прежде всего ценностей Отчизны и государства. Однако в массовом индустриальном обществе, формирование которого сопровождалось рядом демократических реформ, в том числе в сфере образования, перестроился и этот институт. Бурное развитие промышленности требовало специалистов-производственников, и гуманитарная образованность стала красивым, но не необходимым атрибутом их подготовки. Соответственно, и наука стала развиваться в русле тех проектов, которые формировались государством и выступали в качестве необходимого атрибута внутригосударственного развития и межгосударственной конкуренции.

В нынешнем постиндустриальном и информационном обществе не крупная промышленность, а наукоемкие технологии определяют траектории экономического движения и содержание ведущих трендов. Подготовка специалиста в этих условиях направлена не только на формирование ряда необходимых навыков, но и на способность адаптироваться к изменяющимся условиям, усваивать новые компетенции, менять специальность, ориентируясь на потребности рынка труда. Выпускнику современного вуза требуются гибкость мышления, креативность, пластичность психики, хорошие навыки коммуникации, знание этикета, общая эрудиция — то есть все то, что отражается в общекультурных компетенциях.

Для Цитирования:
Уважаемые читатели журнала «Ученый совет»!. Ученый совет. 2017;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: