По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.095

Образование в контексте экономических интересов: от исследовательского к предпринимательскому университету

Малахова Наталия Николаевна кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры социальных технологий Ростовского государственного университета путей сообщения Россия, 344038, Южный федеральный округ, Ростовская область, Ростов-на-Дону, пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, д. 2, e-mail: vmalakh@yandex.ru

В статье анализируется история развития системы массового образования в контексте сопоставления двух подходов к целям образования — гуманистического и утилитарного. Демонстрируется влияние экономических интересов производителей как фактора, определившего доминирование утилитарного подхода и распространение образовательных институтов, реализующих его принципы в современном обществе. Раскрываются особенности предпринимательского университета.

Литература:

1. Волков А.Е. Ставка на новое содержание [Электронный ресурс]. — URL: http:// vedomosti.ru (дата обращения: 03.09.2012).

2. Грудзинский А.О. Университет как предпринимательская организация // Социологические исследования. — 2003. — № 4. — С. 113–121.

3. Дамианова Е.В., Сабельникова-Бегашвили Н.Н. Современные образовательные технологии как средство повышения эффективности обучения в школе // Инновации и современные технологии в системе образования: Материалы международной научно-практической конференции, 20–21 февраля 2011 года. — Пенза — Ереван — Шадринск: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. — С. 96–101.

4. Капица С.П. Держать кошек в стаде // Эксперт. — 2011. — № 30–31.

5. Кондрашов П.Н. Глобализация и развитие индивида // Свободная мысль. — 2010. — № 10 (1617). — С. 193–206.

6. Коновальцев А.С. Институт общественного призрения в Западной Европе XIX — начала XX в. (опыт историко-правового анализа) // Социально-экономические явления и процессы. — 2012. — № 5–6. — С. 174–178.

7. Неборский Е.В. Исследовательские университеты США. Противоречие между «академическим капитализмом» и поиском «истины» // Экономика образования. — 2012. — № 2. — С. 126a–132.

8. Повзун В.Д. Миссия университета: история и современность // Вестник ОГУ. — 2005. — № 1. — С. 13–21.

9. Салберг П. Образовательные реформы для повышения экономической конкурентоспособности // Вестник международных организаций. — 2009. — № 1 (23). — С. 18.

10. Тимофеева А.А. Сущность университетского образования в педагогическом наследии Джона Генри Ньюмена // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2014. — № 1 (56). — С. 62.

11. Тоффлер Э. Революционное богатство. — М.: ACT, 2008. — С. 60.

12. Университет исследовательского и предпринимательского типа: европейский опыт для Молдовы, России и Украины. Научно-практическое издание / Кол. авторов, рук. авт. коллектива О.А. Хименко. — Киев: ООО «Т. А. Т. ГРУП», 2011. — С. 103–104.

13. Florida R. The Role of the University: Leveraging Talent, Not Technology // AAAS Science and Technology Policy Yearbook, 2000 / A. Teich, S. Nelson, C. McEnaney. — Р. 363–373.

14. Hofstadter R. Anti-Intellectualism in American Life. — N. Y.: Vintage Books, 1963. — P. 328–356.

Сначала своего формирования система массового образования балансировала между необходимостью, с одной стороны, удовлетворения экономических интересов производителей в особым образом подготовленной рабочей силе, с другой стороны — выполнения задачи разностороннего развития и совершенствования личности. Доминирование экономических интересов впервые проявилось при формировании системы массового начального образования, которая начала складываться в европейских странах в 1860-х годах. Потребность в массовом обучении актуализировалась в связи с усложнением применяемых в промышленном производстве технологий, выявившим проблему нехватки квалифицированных рабочих и специалистов. Так, автор знаменитого «Акта Форстера о начальной школе» аргументировал необходимость введения массового начального образования следующим образом: «От немедленной организации начального образования зависит наше промышленное благополучие.

Если большинство наших рабочих останутся и впредь необученными, то мы скоро погибнем в международной конкурентной борьбе» [6, c. 176].

Другие сторонники введения массового образования отмечали, что оно представляет собой самый эффективный способ привить рабочему классу дисциплину и навыки, необходимые для работы на промышленном производстве.

К. Маркс выделил социально-экономическую функцию образования, заключающуюся в подготовке индивидов к специализированному труду. В то же время развитие капиталистического производства определило и появление у системы образования такой функции, как «воспроизводство» потребителя.

Поскольку капитал может расширять себя только посредством увеличения прибавочной стоимости, а «производство относительной прибавочной стоимости… требует производства нового потребления… [предполагает] производство новых потребностей» [5], у системы образования появилась еще одна важная функция — формирование человека как потребителя выпускаемой продукции. Эта функция была впервые осознана в США, где уже в XIX веке, как показывает Ричард Хофстадтер в книге «Антиинтеллектуализм в американской жизни», идеалом обучения стало «обучить потреблению и способности получать удовольствие [от этого потребления]» [14]. Качество применяемых технологий обучения соответствовало задаче формирования кадров для индустриального производства и потребителей его продуктов. По меткому замечанию Э. Тоффлера, система образования, готовившая кадры для индустриальной экономики и массового фабричного производства, и сама «функционировала как фабрика» [11, c. 60]. Она была сосредоточена на функциях трансляции подрастающему поколению четко очерченного круга стандартизированных знаний по установленному графику, отработки рутинных умений и навыков и приучения к заведенному раз и навсегда порядку и дисциплине.

Для Цитирования:
Малахова Наталия Николаевна, Образование в контексте экономических интересов: от исследовательского к предпринимательскому университету. Ученый совет. 2017;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: