По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.012.1

О новой педагогической парадигме третьего тысячелетия

Фурсов Валентин Владимирович доцент кафедры общей психологии и педагогики Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова, кандидат философских наук, магистр права, доцент, лауреат конкурса «Грант Москвы в сфере образования в 2007 году» Россия, 117997, Москва, ул. Островитянова, д. 1, e-mail: vfursov@mail.ru

Статья посвящена поиску парадигмы развития новой системы педагогики. В работе рассматриваются основные черты новой педагогики, к которым относятся преемственность более древних форм педагогических систем, а также свойства подвижности, самонастраиваемости, трансформации, когнитивности, устойчивости и др.

Литература:

1. Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация. — СПб.: Азбука, 2011.

2. Рябов В.В., Пищулин Н.П. и др. Общественная мониторинговая оценка деятельности образовательных учреждений и учебных округов в 2006 году: критерии, методики, результаты. — М.: МССО МГПУ, 2007. — 180 с.

3. Сартакова Е.Е., Нуриахметова Н.Р. Задачи кадрового обеспечения модернизации современной школы // Гуманитарные научные исследования. — 2012. — № 4 [Электронный ресурс]. — URL: http://human.snauka.ru/2012/04/861 (дата обращения: 24.06.2016).

4. Социальное прогнозирование: Курс лекций / И.В. Бестужев-Лада, Г.А. Наместникова; Гуманитарно-прогност. акад. учеб. центр. — М.: Пед. о-во России, 2001.

5. Фурсов В.В. Моделирование и прогнозирование социальных процессов в образовании // Ученый совет. — 2014. — № 2. — С. 38–43.

6. Фурсов В.В. Образование как когнитивная система. Синергетический подход // Дистанционное и виртуальное обучение. — М.: СГУ, 2015. — № 10 (100).

Новое тысячелетие требует новых основ педагогики. Почему? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо заглянуть в будущее и охватить задачи, которые стоят перед человечеством на следующую тысячу лет. Данные задачи вытекают из проблем, корни которых находятся в нашем настоящем, которое прочно связано с прошлым незыблемой причинно-следственной связью. Итак, наши сегодняшние проблемы рождают завтрашние задачи. Возможно, нам не суждено узнать, какие открытия совершит человечество в третьем тысячелетии, какие прорывы ему предстоят, но мы уже сейчас можем достаточно точно определить, где и в каких направлениях потребуются эти прорывы.

Несмотря на то что обозначенные проблемы затрагивают множество сфер жизни, в настоящей статье мы затронем только область педагогики, поскольку педагогика — это та наука, которая с самого начала была рождена со взглядом в будущее, поскольку именно она призвана готовить тех, кто будет в этом будущем творить, жить, создавая его. И если у человечества есть сегодня проблемы, то именно сейчас, в нашем настоящем, предстоит нам готовить тех, кто завтра будет решать эти проблемы [6, с. 117–127].

В свою очередь, именно эти люди должны уметь, должны быть способны решать такие задачи [3].

Чем же плоха старая школа педагогики? Должна ли она исчезнуть в следующем тысячелетии и почему она должна быть заменена на новую?

Следуя законам гегелевской диалектики, а именно закону отрицания отрицания, можно утверждать, что любое новое рождается из старого на отрицании его. Любое старое несет в себе зародыш нового, которое, будучи гармонично будущему, приходящему на смену прошлому, и развиваясь в плодотворной для себя среде, использует все то, что было накоплено ранее, стало основанием для собственного роста. Наука будущего, по нашему мнению, выстроит такие формы, что параллели нового и старого будет не так-то просто провести. Такая наука поднимет давно забытое и превратит в действующую парадигму, а то, что в памяти еще достаточно свежо, подвергнет жесткой критике и разрушит до основания. И будет до времени забыто все то, что нас поддерживало еще не так давно, пока неведомые нам еще реалии неизвестного и далекого будущего вновь не востребуют его.

Для Цитирования:
Фурсов Валентин Владимирович, О новой педагогической парадигме третьего тысячелетия. Ученый совет. 2017;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: