Новое тысячелетие требует новых основ педагогики. Почему? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо заглянуть в будущее и охватить задачи, которые стоят перед человечеством на следующую тысячу лет. Данные задачи вытекают из проблем, корни которых находятся в нашем настоящем, которое прочно связано с прошлым незыблемой причинно-следственной связью. Итак, наши сегодняшние проблемы рождают завтрашние задачи. Возможно, нам не суждено узнать, какие открытия совершит человечество в третьем тысячелетии, какие прорывы ему предстоят, но мы уже сейчас можем достаточно точно определить, где и в каких направлениях потребуются эти прорывы.
Несмотря на то что обозначенные проблемы затрагивают множество сфер жизни, в настоящей статье мы затронем только область педагогики, поскольку педагогика — это та наука, которая с самого начала была рождена со взглядом в будущее, поскольку именно она призвана готовить тех, кто будет в этом будущем творить, жить, создавая его. И если у человечества есть сегодня проблемы, то именно сейчас, в нашем настоящем, предстоит нам готовить тех, кто завтра будет решать эти проблемы [6, с. 117–127].
В свою очередь, именно эти люди должны уметь, должны быть способны решать такие задачи [3].
Чем же плоха старая школа педагогики? Должна ли она исчезнуть в следующем тысячелетии и почему она должна быть заменена на новую?
Следуя законам гегелевской диалектики, а именно закону отрицания отрицания, можно утверждать, что любое новое рождается из старого на отрицании его. Любое старое несет в себе зародыш нового, которое, будучи гармонично будущему, приходящему на смену прошлому, и развиваясь в плодотворной для себя среде, использует все то, что было накоплено ранее, стало основанием для собственного роста. Наука будущего, по нашему мнению, выстроит такие формы, что параллели нового и старого будет не так-то просто провести. Такая наука поднимет давно забытое и превратит в действующую парадигму, а то, что в памяти еще достаточно свежо, подвергнет жесткой критике и разрушит до основания. И будет до времени забыто все то, что нас поддерживало еще не так давно, пока неведомые нам еще реалии неизвестного и далекого будущего вновь не востребуют его.