По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 101.1

Неизбежность философии для инженерного образования

Ромащенко Александр Александрович кандидат философских наук, доцент кафедры философии Саратовского государственного технического университета им. Ю.А. Гагарина Россия, 410054, Саратов, ул. Политехническая, д. 77, e-mail: filos@sstu.ru
Ромащенко Мария Александровна кандидат философских наук, доцент кафедры философии Саратовского государственного технического университета им. Ю.А. Гагарина Россия, 410054, Саратов, ул. Политехническая, д. 77, e-mail: filos@sstu.ru

В статье поднимается вопрос о целях, задачах и особенностях преподавания философии для инженерных специальностей и направлений. Авторы анализируют основные методики, которые часто используют при изучении философии в системе высшего образования, и отмечают положительные и отрицательные стороны педагогических технологий. Результатом такого анализа является выделение двух методологических подходов в преподавании философии: индуктивного и дедуктивного. Авторы настаивают на необходимости дедуктивного подхода как возможности формирования целостного мировоззрения студента.

Литература:

1. Абсалямов А., Кунгс Я. Философия в техническом вузе // Высшее образование в России. — 2000. — № 4. — С. 94–96.

2. Черногорцева Г. Философия в техническом вузе (как заинтересовать студента?) // Высшее образование в России. — 2005. — № 5. — С. 122–123.

Вопрос о роли и месте философии в техническом вузе задается давно. При разных стандартах образования и программах обучения инженера философия так или иначе присутствует в учебном процессе.

Даже те, кто ратует за уменьшение доли часов гуманитарных дисциплин в учебных планах технических специальностей, признают значение философии в становлении инженерного мышления. Сегодня, когда идет процесс перехода к новым образовательным стандартам, осмысления целей и задач высшего образования, вопрос о неизбежности философии снова обнаруживается со всей очевидностью.

Начиная с 2000-х годов в педагогической мысли возникла тенденция связать философию и естественно-научные и инженерные дисциплины в техническом вузе в единое целое; многие методики преподавания философии ставили во главу угла трансформацию курса философии в курсы «Философия науки» и «Философия техники» [1]. Такие тенденции нашли свое отражение почти в повсеместном введении для технических направлений обучения курса «Философия науки и техники». Однако при этом сохранился и курс «Философия», предваряющий изучение философии науки и техники для бакалавров. Подобная ситуация снова актуализирует вопрос о месте философии и ее задачах в процессе формирования инженера. Зачастую каждый практикующий преподаватель отвечает на такие вопросы самостоятельно, учитывая также желание заинтересовать студента процессом обучения, сделать для него очевидной пользу философии. Можно обобщить наиболее часто встречающиеся методы и способы обучения философии студентов инженерных специальностей.

Во-первых, для того чтобы указать значение философии для будущей профессиональной деятельности студента, преподаватель часто делает акцент на взаимоотношениях философии и науки, обнаруживая в этой связи специфику профильного обучения.

Во-вторых, преподаватель обращается к биографическому материалу, используя факты из жизни философов для «оживления» изучаемого материала.

Такой подход помогает создать иллюзию экзистенциального момента рефлексии и указать на определенную специфику того исторического момента, в котором находятся философ и его идеи. Другими словами, такой подход позволяет часто синтезировать философию и историю, указав на то, какое влияние исторический момент оказывает на формирование той или иной философской идеи, концепции.

Для Цитирования:
Ромащенко Александр Александрович, Ромащенко Мария Александровна, Неизбежность философии для инженерного образования. Ученый совет. 2017;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: