Проблема соотношения в структуре образовательных практик двух блоков дисциплин: «узкопрофессионального», «профильно значимого», с одной стороны, и общегуманитарного, «окультуривающего» — с другой, относится к сквозным концептуальным вопросам образования, не утрачивающим своей актуальности на протяжении длительного времени. Очевидно, что характер решения этого вопроса тесно связан с существенно более широким контекстом, чем собственно образовательное пространство. Он находится в тесном сопряжении с социально-экономической ситуацией в конкретном обществе, с аксиологическими доминантами и детерминантами, с социально востребованной моделью культуросообразности и т.д.
Представляется, что в нынешнее время весьма высокого уровня рационализма и прагматизма названная проблема также не может уйти на периферию проблем образовательного спектра, поскольку, как известно, чем более рационально и технологично цивилизационное пространство, тем более значимой выступает необходимость подготовки специалистов, способных видеть свою собственную профессиональную деятельность не только с позиций технократических («могу — значит, сделаю»), но и с позиции социально-гуманитарной, предполагающей владение специалистом соответствующей оптикой для анализа той или иной профессиональной практики.
Не оспаривая значимости всех социально-гуманитарных дисциплин для формирования такого рода оптики, которой как раз и выступает гуманитарный стиль мышления, мы сделаем акцент на проблеме импликации культурологической компоненты в процесс подготовки современного специалиста;
компоненты, которая может выступить одним из наиболее эффективных «рычагов» для поворота от рационально-технократического стиля мышления к культуроориентированной, гуманитарной системе ви' дения любого из направлений современной социальной практики. Именно культурология в силу ее базовых характеристик, особенностей функционирования в поле социально-гуманитарных наук [4] обеспечивает формирование такого рода оптики для взгляда на социальное пространство — не по частностям, не по сегментам, а через сопряжение многих составляющих для актуализации целостности и контекстуальности рассмотрения интересующего феномена.