По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 303.01

Культурологический анализ как средство формирования гуманитарного стиля мышления

Быховская Ирина Марковна доктор философских наук, профессор, профессор кафедры культурологии, социокультурной антропологии и социальных коммуникаций Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма Россия, 105122, Москва, Сиреневый бульвар, д. 4, e-mail: kafedra_311@mail.ru

В статье рассматривается проблема использования культурологического знания, дискурса, анализа как способа формирования гуманитарно ориентированного стиля мышления в процессе подготовки специалистов различного профиля.

Литература:

1. Быховская И.М. Прикладная культурология: потенциальное vs актуальное // Обсерватория культуры: журнал-обозрение. — 2011. — № 4. — С. 4–12.

2. Замятина Н.Ю. Креативный класс, символический капитал и территория // Общественные науки и современность. — 2013. — № 4. — С. 130–139.

3. Зеленцова Е.В., Гладких Н.В. Творческие индустрии. Теории и практики. — М.: Классика-XXI, 2010.

4. Культурология: Фундаментальные основания прикладных исследований. — М.: Смысл, 2010. — 604 с.

5. Лэндри Ч. Креативный город. — М.: Классика-ХХI, 2006. — 399 с.

6. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. — М.: Классика-XXI, 2007. — 421 с.

Проблема соотношения в структуре образовательных практик двух блоков дисциплин: «узкопрофессионального», «профильно значимого», с одной стороны, и общегуманитарного, «окультуривающего» — с другой, относится к сквозным концептуальным вопросам образования, не утрачивающим своей актуальности на протяжении длительного времени. Очевидно, что характер решения этого вопроса тесно связан с существенно более широким контекстом, чем собственно образовательное пространство. Он находится в тесном сопряжении с социально-экономической ситуацией в конкретном обществе, с аксиологическими доминантами и детерминантами, с социально востребованной моделью культуросообразности и т.д.

Представляется, что в нынешнее время весьма высокого уровня рационализма и прагматизма названная проблема также не может уйти на периферию проблем образовательного спектра, поскольку, как известно, чем более рационально и технологично цивилизационное пространство, тем более значимой выступает необходимость подготовки специалистов, способных видеть свою собственную профессиональную деятельность не только с позиций технократических («могу — значит, сделаю»), но и с позиции социально-гуманитарной, предполагающей владение специалистом соответствующей оптикой для анализа той или иной профессиональной практики.

Не оспаривая значимости всех социально-гуманитарных дисциплин для формирования такого рода оптики, которой как раз и выступает гуманитарный стиль мышления, мы сделаем акцент на проблеме импликации культурологической компоненты в процесс подготовки современного специалиста;

компоненты, которая может выступить одним из наиболее эффективных «рычагов» для поворота от рационально-технократического стиля мышления к культуроориентированной, гуманитарной системе ви' дения любого из направлений современной социальной практики. Именно культурология в силу ее базовых характеристик, особенностей функционирования в поле социально-гуманитарных наук [4] обеспечивает формирование такого рода оптики для взгляда на социальное пространство — не по частностям, не по сегментам, а через сопряжение многих составляющих для актуализации целостности и контекстуальности рассмотрения интересующего феномена.

Для Цитирования:
Быховская Ирина Марковна, Культурологический анализ как средство формирования гуманитарного стиля мышления. Ученый совет. 2017;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: