По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 372.893

Преподавание курса «Отечественная история» и патриотическое воспитание

Жукова Ольга Германовна доцент кафедры истории АНО ВО «Московский гуманитарный университет», 111395, Россия, Москва, ул. Юности, д. 5, e-mail: info@mosgu.ru

Патриотическое воспитание гражданина начинается с семьи, со школьной и студенческой скамьи, и важнейшая задача — не упустить время, найти нужные слова и исторические примеры, которые бы поразили воображение молодого человека, заставили бы его задуматься «о судьбах нашей Родины» и связать с ними свою судьбу. В этом вопросе весьма губителен формальный подход. В статье показано, как на уроках истории в вузе можно обеспечивать воспитательную составляющую образования.

Литература:

1. Взгляд. Деловая газета [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vz.ru/ news/2016/2/3/792109.html (дата обращения: 18.10.2016).

2. Жукова О.Г. Культурная жизнь СССР как феномен повседневности Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.: Монография / О.Г. Жукова. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2016. — 228 с.

3. Лучшие шутки о собаках жены вице-премьера, которые летают частным самолетом. — URL: http://www.maximonline.ru/humor/made-in-web/_article/corgi-inthe-sky/.

4. Новая газета — Novayagazeta.ru. — URL: https://www.novayagazeta. ru/news/2016/09/07/124755-matvienko-predlozhila-ogranichit-medpomoschbezrabotnym-rossiyanam.

5. Откровения Германа Грефа: Власть народа — это страшно. — URL: http:// rospisatel.ru/gref-boitsja.htm.

6. РИА Новости. Россия сегодня [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ria.ru/politics/20160722/1472585191.html (дата обращения: 18.10.2016).

7. Слепаков С. Вымирание малых городов и деревень в России: «огораживание» XXI века? — URL: http://www.intelros.ru/readroom/alternativi/a3-2012/16623vymiranie-malyh-gorodov-i-dereven-v-rossii-ogorazhivanie-xxi-veka.html.

3 февраля 2016 года Президент России В.В. Путин на встрече с активом «Клуба лидеров» по продвижению инициатив бизнеса в Ново-Огарево заявил: «У нас нет никакой и не может быть другой объединяющей идеи, кроме патриотизма… Это и есть национальная идея. Она не идеологизирована, не связана с деятельностью какой-то партии. Это связано с общим объединяющим началом» [1].

Следом за президентом о необходимости формирования государственной идеологии, основанной на патриотизме, заговорили и другие политики. Например, С. Миронов 22 июля 2016 года, выступая на форуме «Территория смыслов», отметил, что современным вызовам времени «обязательно нужно противопоставлять нашу государственную идеологию, которая будет основана на патриотизме, чему мы сейчас очень большое внимание уделяем, на необходимости сохранения суверенитета нашей страны» [6].

Не может не радовать, что патриотизм, о котором так много дискутировало общество в последние 25 лет, наконец-то воспринимается важнейшим государственным приоритетом. Хочется надеяться, что за репликами на форумах последуют и давно ожидаемые конкретные законотворческие инициативы.

Вести воспитательную работу в вузе необходимо, но здесь нужен весьма взвешенный подход, так как «перекармливание» молодежи громкими патриотическими лозунгами может привести к обратному эффекту. Сегодня на горьком примере братского украинского народа мы видим, какие гротескно-сатирические формы может принимать патриотизм, низведенный до урн, тротуаров, песочниц и заборов, выкрашенных в цвета национального флага, сколь небезопасен патриотизм, скатывающийся в национализм, ненависть, преступления… Вспомним: патриотизм (от греч. «соотечественник, отечество») — любовь к отечеству. А любовь — чувство всегда сокровенное, интимное, личное.

Не значит ли это, что и воспитание любви к Родине должно быть особенно деликатным?

…Непростое время выпало для взросления нынешнему молодому поколению.

С одной стороны, для них открыто множество перспектив личностного роста, выстраивания карьеры. И эту карьеру можно делать дома, в России, а можно уехать за рубеж. Тем более что о возможностях «выбиться в люди» «там» у нас до сих пор ходят легенды. С другой стороны, молодые видят, что очень многое в реальной жизни решают деньги, что надо приложить огромные усилия, чтобы, скажем, взметнуться вверх в социальном смысле. И появляются на просторах Интернета якобы ироничные демотиваторы, совсем не однозначно воспринимаемые: «Так хочется любить отчизну хоть изредка издалека, в шезлонге корчась тростниковом, коктейлем манговым давясь». Кому-то смешно… Молодежь, воспитанная в рыночных отношениях, часто задает вопрос: «А что для меня делает Родина, чтобы я ее любил?» Да, конечно, с потребительских позиций нельзя подходить к своей стране, это, казалось бы, очевидно нам, старшим, помнящим уроки патриотизма советской школы: «Прежде думать о Родине, а потом — о себе!» Ведь любовь к Родине оттого и называется беззаветной, что без условий она, без оговорок.

Для Цитирования:
Жукова Ольга Германовна, Преподавание курса «Отечественная история» и патриотическое воспитание. Ученый совет. 2017;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: