Одной из наиболее важных прикладных проблем философии науки является изучение научной сферы в системе современного общества.
Дело в том, что этот вопрос часто становится предметом обсуждения на страницах научных публикаций и включается в учебные пособия по философии науки. Обратим внимание на основные дискуссионные моменты. Анализ многочисленной литературы по вопросам «сферного» подхода к исследованию общества [1; 12] позволяет нам выделить ряд основных моментов.
Во-первых, до сих пор в социально-философской литературе нет единого определения понятия «сфера общественной жизни». В это понятие включаются самые разнообразные общественные явления, процессы, виды деятельности и отношений, а иногда и просто вид профессиональной деятельности. Более того, оно часто отождествляется с понятиями «область», «реальность», «форма бытия», «сфера деятельности», «форма общественного сознания» и др.
Во-вторых, нет единого мнения и о структуре сферы общественной жизни.
Одни авторы считают, что элементное наполнение каждой сферы специфично, другие же выделяют общие, сквозные, единые для всех сфер элементы.
Мнения расходятся и по поводу самого набора общих элементов.
Вероятно, употребление понятия «сфера деятельности» как основы дифференциации общественной жизни в отечественной социальной философии берет свое начало с подхода, разработанного Ф. Энгельсом [14, с. 414–422]. Но следует заметить, что в трудах классиков марксизма мы также не находим определения категории «сфера общественной жизни».
Можно предположить, что понятие «сфера жизни общества» — это все же абстракция, некоторая модель, применяемая исследователями в изучении той или иной формы общественного бытия. В этом мы убеждаемся, обратившись к работам, где используется «сферный» подход при анализе общественной структуры.
Например, С.Г. Спасибенко в качестве основных факторов, определяющих специфику и тенденцию развития человеческого общества, выделяет труд, общение и познание, на основании которых структура социума представляется совокупностью трех сфер: экономической (экономические отношения), социально-политической (социально-политические отношения) и духовно-культурной (духовно-культурные отношения) [17, с. 77].