По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 009

Прикладные проблемы философии науки

Грязнова Елена Владимировна доктор философских наук, профессор, 603000, Россия, Нижегородская область, Нижний Новгород, e-mail: egik37@yandex.ru
Зеленов Лев Александрович профессор кафедры истории, философии, педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», доктор философских наук, профессор Россия, 603950, Нижний Новгород, ул. Ильинская, д. 65, e-mail: srec@nngasu.ru

Актуальность данной статьи заключается прежде всего в том, что сегодня философия науки как дисциплина и научное направление в нашей стране развивается достаточно активно. Однако дискуссионным вопросом остается определение статуса этой науки, ее проблемного поля, методологии, праксиологии и т.д. В данной статье авторы ставят задачу рассмотреть вопросы философии науки, имеющие прикладной характер, что составляет один из аспектов этого научного направления.

Литература:

1. Барулин В.С. Диалектика сфер общественной жизни / В.С. Барулин. — М.: МГУ, 1982. — 230 с.

2. Бехманн Г. Общество знания — краткий обзор теоретических поисков // ВФ. — 2010. — № 2.

3. Владимиров А.А., Зеленов Л.А., Степанов Е.И. Модернизация: приглашение к дискуссии // Конфликтология. — 2011. — № 1.

4. Владимиров А.А., Зеленов Л.А., Степанов Е.И. Модернизация в условиях современной глобализации с позиций конфликтологии // Конфликтология. — 2012. — № 1.

5. Грязнова Е.В. Информационная реальность и социум: Монография. — Н. Новгород: ННГАСУ, 2010. — 203 с.

6. Грязнова Е.В. Информационное взаимодействие в образовании: прогресс или регресс? // Философия и культура. — 2012. — № 7.

7. Грязнова Е.В., Матяева И.Л. Деятельностный подход в исследовании дистанционного образования // Психология и психотехника. — 2014. — № 3.

8. Законы научной сферы общества: Материалы XIX Международной ярмарки идей. 35-й академический симпозиум. — О.В. Гладкова. — Н. Новгород, 2007.

9. Зеленов Л.А. Методология исследования социума // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. — 2012. — № 1–3.

10. Зеленов Л.А. Социальные константы. — Н. Новгород: ННГАСУ, 2010.

11. Зеленов Л.А. Становление личности / Л.А. Зеленов. — Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1989.

12. Кричевский С.В. Технологические сферы деятельности общества как социотехноприродные системы / С.В. Кричевский // Государственная служба. — 2008. — № 3.

13. Майер Б.О. Об онтологии качества образования в обществе знания / Б.О. Майер, Н.В. Наливайко // Философия образования. — 2008. — № 3 (24).

14. Маркс К. Соч. Т. 37 / К. Маркс, Ф. Энгельс.

15. Семашко Л.М. Тетрасоциология: ответы на вызовы / Л.М. Семашко. — СПб., 2002.

16. Семенов Е.В. С архаичной наукой в информационное общество // Информационное общество. — 2009. — Вып. 2.

17. Спасибенко С.Г. Общество как субъект социальной жизни / С.Г. Спасибенко // Социально-политический журнал. — 1995. — № 1.

Одной из наиболее важных прикладных проблем философии науки является изучение научной сферы в системе современного общества.

Дело в том, что этот вопрос часто становится предметом обсуждения на страницах научных публикаций и включается в учебные пособия по философии науки. Обратим внимание на основные дискуссионные моменты. Анализ многочисленной литературы по вопросам «сферного» подхода к исследованию общества [1; 12] позволяет нам выделить ряд основных моментов.

Во-первых, до сих пор в социально-философской литературе нет единого определения понятия «сфера общественной жизни». В это понятие включаются самые разнообразные общественные явления, процессы, виды деятельности и отношений, а иногда и просто вид профессиональной деятельности. Более того, оно часто отождествляется с понятиями «область», «реальность», «форма бытия», «сфера деятельности», «форма общественного сознания» и др.

Во-вторых, нет единого мнения и о структуре сферы общественной жизни.

Одни авторы считают, что элементное наполнение каждой сферы специфично, другие же выделяют общие, сквозные, единые для всех сфер элементы.

Мнения расходятся и по поводу самого набора общих элементов.

Вероятно, употребление понятия «сфера деятельности» как основы дифференциации общественной жизни в отечественной социальной философии берет свое начало с подхода, разработанного Ф. Энгельсом [14, с. 414–422]. Но следует заметить, что в трудах классиков марксизма мы также не находим определения категории «сфера общественной жизни».

Можно предположить, что понятие «сфера жизни общества» — это все же абстракция, некоторая модель, применяемая исследователями в изучении той или иной формы общественного бытия. В этом мы убеждаемся, обратившись к работам, где используется «сферный» подход при анализе общественной структуры.

Например, С.Г. Спасибенко в качестве основных факторов, определяющих специфику и тенденцию развития человеческого общества, выделяет труд, общение и познание, на основании которых структура социума представляется совокупностью трех сфер: экономической (экономические отношения), социально-политической (социально-политические отношения) и духовно-культурной (духовно-культурные отношения) [17, с. 77].

Для Цитирования:
Грязнова Елена Владимировна, Зеленов Лев Александрович, Прикладные проблемы философии науки. Ученый совет. 2017;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: