По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.4

Исторический этикет как фактор формирования компетенций гуманитарного образования

Козьякова Мария Ивановна доктор философских наук, профессор кафедры философии и культурологии Высшего театрального училища (института) им. М.С. Щепкина Россия, 109012, Москва, ул. Неглинная, д. 6/2, стр. 1, 2, e-mail: markoz@yandex.ru

В современных условиях возрастает зависимость экономического и социального прогресса от адаптивности человека, от его способности и готовности отвечать на вызовы времени, от его способности развивать и использовать необходимые качества. Повышение культурного уровня, социализация, раскрытие личностных качеств — все это входит в контекст задач институтов образовательной сферы. Концепция современного образования, несомненно, должна обращаться к лучшему, что было создано предшествующей историей развития, и потому должна базироваться на гуманитарной доктрине. В статье показано, что курсы по этикету направлены на формирование общекультурных компетенций студентов всех специальностей и направлений.

Литература:

1. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. — Л., 1990.

2. Большой толковый словарь русского языка. — СПб., 1998.

3. Козьякова М.И. Исторический этикет. — М., 2016.

4. Козьякова М.И. История. Культура. Повседневность. — М., 2013.

5. Левада Ю. Ритуал // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Под ред. В.С. Степина. — М., 2010.

6. Лотман Ю.М. Бытовое поведение и типология культуры в России XVIII в. // Культурное наследие Древней Руси. Истоки, становление, традиции. — М., 1976.

7. Словарь иностранных слов. — М., 2008.

8. Словарь русского языка. — Т. IV. — М., 1984.

9. Степин В.С. Человеческое познание и культура. — СПб., 2013.

10. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова.

11. Флиер А.Я. Культурные ландшафты социального пространства // Избранные работы по теории культуры. — М., 2014.

12. Элиас Н. О процессе цивилизации: Социогенетические и психогенетические исследования. — М.-СПб., 2001.

Образование формирует «человеческий капитал» любого общества, его интеллектуальный, духовный и нравственный потенциал. Особенно важная роль принадлежит здесь гуманитарной компоненте, призванной противостоять идеалу технологического практицизма, культурно-духовному примитивизму. Воспитание человека и гражданина возможно только через знакомство его с культурой — исторической и национальной, поскольку культура есть единственная сфера, «растящая и питающая личность» (П.А. Флоренский). И потому миссия высшей школы — обучать человека общей культуре, обеспечивая определенную, «условно достаточную степень <его> социализированности и инкультурированности» (А. Флиер).

Общая культура востребована и со стороны утилитарного профессионализма: генеральной задачей подготовки специалиста является формирование профессиональных компетенций, в которых важная роль принадлежит группе общекультурных компетенций. Компетенции этой группы совпадают у различных направлений и специальностей: это те из них, которые отвечают за осмысленное миропонимание, которые призваны обеспечивать нормативный тип социального взаимодействия, поведенческую культуру. Так, на первом месте стоит требование «ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры» (ОК-1), далее оно дополнено «способностью к ответственному участию в общественно-политической жизни» (ОК-2). И в этой связи речь может идти о наличии учебных дисциплин, обеспечивающих необходимую культурную компетентность индивида, получающего профессиональную подготовку. В этом контексте актуальными оказываются такие курсы, как «Деловой этикет», «Международный этикет», «Исторический этикет».

Важная роль принадлежит гуманитарному образованию, призванному готовить будущую профессиональную, интеллектуальную элиту. Тем более парадоксально, что у студентов-гуманитариев нет ни современного, ни исторического этикета, хотя, например, у будущих бизнесменов, в том числе отельеров, рестораторов, есть курсы международного этикета, бизнес-этикета.

Для Цитирования:
Козьякова Мария Ивановна, Исторический этикет как фактор формирования компетенций гуманитарного образования. Ученый совет. 2017;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: