Образование формирует «человеческий капитал» любого общества, его интеллектуальный, духовный и нравственный потенциал. Особенно важная роль принадлежит здесь гуманитарной компоненте, призванной противостоять идеалу технологического практицизма, культурно-духовному примитивизму. Воспитание человека и гражданина возможно только через знакомство его с культурой — исторической и национальной, поскольку культура есть единственная сфера, «растящая и питающая личность» (П.А. Флоренский). И потому миссия высшей школы — обучать человека общей культуре, обеспечивая определенную, «условно достаточную степень <его> социализированности и инкультурированности» (А. Флиер).
Общая культура востребована и со стороны утилитарного профессионализма: генеральной задачей подготовки специалиста является формирование профессиональных компетенций, в которых важная роль принадлежит группе общекультурных компетенций. Компетенции этой группы совпадают у различных направлений и специальностей: это те из них, которые отвечают за осмысленное миропонимание, которые призваны обеспечивать нормативный тип социального взаимодействия, поведенческую культуру. Так, на первом месте стоит требование «ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры» (ОК-1), далее оно дополнено «способностью к ответственному участию в общественно-политической жизни» (ОК-2). И в этой связи речь может идти о наличии учебных дисциплин, обеспечивающих необходимую культурную компетентность индивида, получающего профессиональную подготовку. В этом контексте актуальными оказываются такие курсы, как «Деловой этикет», «Международный этикет», «Исторический этикет».
Важная роль принадлежит гуманитарному образованию, призванному готовить будущую профессиональную, интеллектуальную элиту. Тем более парадоксально, что у студентов-гуманитариев нет ни современного, ни исторического этикета, хотя, например, у будущих бизнесменов, в том числе отельеров, рестораторов, есть курсы международного этикета, бизнес-этикета.