Институциональные преобразования перехода от среднего к высшему образованию (ЕГЭ) на фоне нараставшей стратификации образовательных организаций и программ средней и высшей школы ведут к воспроизводству прежних и проявлению новых форм социального неравенства и территориально-поселенческих ограничений в доступе к высшему образованию, которое различается уровнем качества подготовки и будущей экономической выгоды на рынке труда. На данных статистики и социологических обследований показано, что сложилось два типа образовательных траекторий. После средней школы, используя ЕГЭ, поступают на очное обучение, особенно в селективные вузы, преимущественно выходцы из высших и средних страт. После 9-го класса и учёбы в СПО существенно чаще поступают в вузы (в обход ЕГЭ) на заочное обучение представители семей с пониженными экономическими и социокультурными ресурсами. Различия в материальном и социокультурном положении семей школьников и молодёжи, значимо определяющие шансы доступа в стратифицированную высшую школу, усиливаются межрегиональной и поселенческой разнородностью. В результате снижается мотивация и возможности получения высшего образования (ценимого рынком труда) у молодёжи из малоресурсных семей, небольших поселений, удалённых территорий, и в последние годы усиливается её выталкивание в сектор СПО. Всё это ведёт к деформации социальной функции высшего образования как института, назначение которого формировать (в опоре на природные задатки и познавательные способности) интеллектуальный потенциал общества, способный отвечать на актуальные общественные вызовы, в том числе те, что возникли перед нашей страной.