По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Андрей Фалалеев: «Крымский федеральный университет вопреки всем санкциям продолжает оставаться крупным международным образовательным и научным центром»

Советские и российские вузы уже подготовили более миллиона иностранных выпускников, и Крым внёс в эту «копилку» свой вклад — несколько десятков тысяч врачей, инженеров, агрономов, программистов, историков, филологов, получивших высшее образование в вузах полуострова, сегодня живут и работают более чем в ста странах мира — от Китая до Бразилии, от Индии до Соединённых Штатов Америки. О том, почему санкции Запада не достигли цели и в Крым по-прежнему едут получать высшее образование иностранные граждане, рассказал ректор Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского Андрей Фалалеев.

— Андрей Павлович, почему находящийся под санкциями Крым, несмотря ни на что, остаётся крупным международным образовательным центром? Более того, недавно в КФУ возобновили, казалось бы, утраченную советскую практику — стажировку своих иностранных выпускников?

— Международная деятельность Крымского федерального университета всегда была и является органичной частью стратегии развития вуза. Она представляет собой совокупность целей, отражающих интересы вуза за рубежом, стратегических направлений их достижения, систему мер их реализации, осуществления контроля и обратной связи. Сегодня приоритетные регионы международной деятельности КФУ — постсоветское пространство, Индия, Ближний и Средний Восток, Латинская Америка. А долгосрочной стратегической целью международной деятельности является позиционирование университета в мировом образовательном, научном и информационном пространстве как современного образовательного, научного, экспертного и культурного центра, способного осуществлять подготовку конкурентоспособных, востребованных на рынке труда специалистов, проводить серьёзные научные исследования, давать экспертную оценку по важнейшим проблемам Крыма, Черноморского региона и международного развития. И хотя нам есть к чему стремиться, результаты этой работы очевидны. Сегодня Крымский федеральный университет — это большая межнациональная среда, у нас обучаются представители самых разных культур. Всего это более 2500 иностранных студентов почти из 50 стран мира — африканских, азиатских и ближнего зарубежья.

Но в современных условиях у КФУ есть ещё одна важнейшая миссия — способствовать преодолению международной изоляции Крыма посредством сотрудничества с зарубежными вузами и отдельными учёными, проводить международные мероприятия, обучать иностранных студентов и развивать своё международное сотрудничество. Поэтому мы активно включились в реализацию проекта «Летний университет «Россия — Африка», который реализуется на базе десяти российских вузов в Москве, Санкт-Петербурге, Республике Крым, Ростове-на-Дону и Астрахани в рамках работы консорциума «Российско-Африканский сетевой университет» (РАФУ). Всего проект объединил на площадках университетов более ста африканских специалистов.

Хочу подчеркнуть, что Министерство науки и высшего образования впервые создало программу обмена опытом для выпускников, специалистов, которые обучались в России, а теперь работают в своих странах, поднимают их экономику. В ней участвуют 10 ведущих вузов страны. Таких образовательных проектов не было давно, но они очень своевременны. А поскольку наибольшее количество иностранных выпускников нашего вуза работают в медицинской отрасли, к нам на стажировку и для обмена опытом приехали именно медики — одиннадцать молодых специалистов из Туниса, Танзании, Нигерии и Зимбабве. Медицина — это социально значимая сфера, и, как показала пандемия коронавируса, сегодня врачи во всём мире стали самыми уважаемыми людьми.

— Не исключено, что в нынешней непростой международной обстановке им пришлось хорошо взвесить последствия этой поездки в Россию, а тем более в Крым?

— Действительно, когда в их странах узнавали об этом, на некоторых из них, скажем так, оказывалось серьёзное влияние извне. Насколько мне известно, из-за возможных проблем кому-то даже пришлось отказаться от этого визита. Тем не менее, выпускники, которые всё же приехали к нам, тоже считают этот проект знаковым и очень важным и надеются, что он будет реализовываться и в будущем. Все они отмечают, что российское образование набирает обороты, становится одним из лучших в мире и у него есть много преимуществ. Например, соотношение цены и качества обучения, наличие полноценной практики и уникальных знаний. Кроме того, по мнению иностранных студентов, в России можно получить те знания и навыки, которым не обучают, к примеру, в тех же африканских странах. Особенно трудно получить хорошее образование по медицинскому направлению, там это очень дорого стоит и многим просто не по карману. Зарубежные студенты отмечают ещё одну особенность российского образования — у нас, прежде всего, надо учиться. Но полученные знания того стоят — иностранных выпускников нашего вуза ценят в первую очередь за высокий профессионализм.

Крымский федеральный университет подписал меморандумы о присоединении к консорциуму «Российско-Африканский сетевой университет» с десятью зимбабвийскими вузами

— А почему они выбирают именно Крым для получения российского образования?

— Если говорить опять же о медицинском направлении подготовки, то, например, наши выпускники из африканских стран, которые приезжали к нам для повышения квалификации по направлению «Репродуктология» и «Хирургия», не раз подчёркивали, что в Крыму, в частности в Медицинской академии КФУ, — одна из лучших медицинских школ. Для них было важно получить знания о лапароскопической хирургии, поскольку это направление во многих африканских странах слабо ещё развито. Эти знания нужны моей стране, говорят они. Опять же существенный плюс — стоимость обучения в КФУ сильно конкурирует с западными университетами, при этом качество не страдает. И конечно, практика. На Западе студентов медицинских вузов вообще не пускают к больным, а образование в России всегда славилось именно тем, что уже во время учёбы студенты проходят практику в лечебных учреждениях.

В восьмидесятые и семидесятые годы прошлого века было много программ и стипендий, которые позволяли иностранцам приезжать учиться в Россию, что, в свою очередь, способствовало развитию, как мы сегодня говорим, академической мобильности. И во многом благодаря этому сегодня в ведущие российские вузы, и в КФУ в частности, иностранцы приезжают получать образование целыми династиями. Особенно это характерно для стран Африки. Они так и говорят: «А вы знаете, здесь учился мой папа, который познакомился с моей мамой, и они сказали, что ты будешь получать образование только в Медицинской академии КФУ. Или: у меня здесь брат учился, а у меня — сестра, они мне рассказали…»

А ещё ребята, которые обучаются в Крымском федеральном университете, считают его своей альма-матер и с любовью относятся к нему, к Крыму и к России в целом. Они внимательно следят за тем, что у нас происходит. Возможно поэтому, даже окончив наш вуз много лет назад, они не забывают русский язык. Хотя у многих были англоязычные программы обучения, но они смогли освоить русский настолько хорошо, что и сегодня свободно разговаривают на нём, чему я очень рад и глубоко убеждён, что очень важно поддерживать связи с нашими выпускниками. Они — наши друзья, соратники, союзники, если хотите.

Встреча ректора КФУ им. В.И. Вернадского Андрея Фалалеева с норвежским общественным деятелем Хендриком Вебером (справа)

К слову, совсем недавно завершился уже шестой по счету международный форум «Крым в мировом научно-образовательном пространстве», в работе которого (в нынешнем году — онлайн) принимали участие выпускники разных лет из Иордании, Вьетнама, Кубы, Коста-Рики и других стран. Вьетнамские выпускники создали у себя общественную организацию «Дансим», что в переводе на русский означает «Люди Симферополя». В форуме также участвовали выпускники и студенты из Китая, Индии, Бангладеша, Греции, Нигерии, Узбекистана и других стран. И все они признавались, что, приехав в солнечный Крым, они чувствуют себя словно дома, что университет дал им не только профессию, но и научил быть человеком. А ещё все они отмечают изменения к лучшему, которые произошли в Крыму после возвращения полуострова в Россию. И конечно, их всех поражает своей красотой, грациозностью и масштабом Крымский мост. А ещё, что на полуострове, несмотря на то что идёт СВО, всё спокойно, а крымчане как всегда приветливы и готовы помочь тому, кто в этом нуждается.

Студенты из Индии проходят обучение в Медицинской академии КФУ им. В.И. Вернадского

В резолюции, принятой на одном из форумов, есть такие слова: «Всех нас объединяет альма-матер. Учась в Крыму, мы влюбились в этот удивительный край, его историю и культуру, выучили русский язык — язык Достоевского, Толстого, Чехова, один из мировых языков ООН. Не будет преувеличением сказать, что каждый иностранный выпускник — посол Крыма в своей стране. Мы видим свою миссию в том, чтобы продолжать укреплять дружбу между народами, рассказывать миру правду о Крыме, способствовать формированию прочных образовательных, научных, культурных связей между нашими странами и нашей альма-матер. Убеждены, вместе мы сможем поднять авторитет главного вуза Крыма на новый, ещё более высокий международный уровень и привлечь к обучению в нём новые поколения наших соотечественников».

Празднование Дня Африки в КФУ им. В.И. Вернадского

— Сегодня эти слова актуальны как никогда.

— Крым — многонациональный регион, в котором мирно уживаются представители огромного количества народов. КФУ — это большая межнациональная среда. И иностранные студенты чувствуют себя здесь как дома, даже отмечают свои национальные праздники. В Симферополе до сих пор вспоминают массовый фестиваль, посвящённый празднованию Дня Африки, который прошёл в Крымском федеральном университете в нынешнем мае. На этом зрелищном мероприятии мы собрали абсолютно всё «соцветие» студентов, и не только иностранцев. Нашей задачей было — объединить ребят, познакомить друг с другом, с традициями, обычаями их стран, показать всю красоту африканской культуры и максимально вовлечь в нашу общую историю не только вуз, но и всю республику. В программу фестиваля вошли мастер-классы по танцам и приготовлению африканской еды, игра на джембе — западноафриканских барабанах, тематическая викторина, творческие номера и выступления приглашённых артистов. Кроме того, на площадке фестиваля работал «Перекрёсток творчества», где все желающие могли сделать бодии фейс-арт, заплести африканские косички или получить обрядовые атрибуты и амулеты.

Может и поэтому тоже, сегодня в Крымском федеральном университете обучаются представители 13 стран Африки: Алжира, Бенина, Ботсваны, Ганы, Египта, Замбии, Зимбабве, Камеруна, Кении, Республики Конго, Нигерии, Танзании и Эфиопии. Наш вуз — участник Российско-Африканского сетевого университета, основными задачами которого являются создание единого образовательного пространства, реализация совместных образовательных программ, разработка новых форм межвузовского сотрудничества и выработка механизмов для развития академической мобильности.

А в канун этого учебного года самая многочисленная часть иностранных студентов КФУ — индийская община — отметила ГанешЧатуртхи. Фестиваль в честь дня рождения бога изобилия и благополучия Ганеши организовали иностранные студенты Медицинской академии КФУ. Они провели конкурс ранголи — выкладывание рисунков пудрой или крупой на земле, презентовали художественные работы с изображением бога Ганеши, исполнили песни и танцы, угостили друг друга национальными блюдами. Для индийских студентов было важно отметить праздник так, как они это делают у себя дома, в семье. И конечно, они хотели рассказать всем о древней индийской культуре.

К слову, в 2021 г. даже в условиях ограничительных мер, направленных на предотвращение распространения коронавирусной инфекции, в КФУ было проведено 100 международных мероприятий с участием иностранных граждан из Армении, Белоруссии, Болгарии, Словении, Вьетнама, Болгарии, Казахстана, Канады, Конго, Коста-Рики, Кубы, Норвегии, Объединённых Арабских Эмиратов, Сербии, Франции, Турции, Йемена, ЛНР, ДНР, Зимбабве и других стран. Активное участие в этих мероприятиях в дистанционном формате приняли иностранные выпускники нашего университета разных лет. Поэтому созданная Министерством науки и высшего образования программа по обмену опытом для выпускников, специалистов, которые обучались в России, а теперь работают в своих странах, очень важна и своевременна. Возвращаясь на родину, они становятся там народными послами и Крыма, и России. Наша задача — использовать этот потенциал для того, чтобы рассказывать миру правду о Крыме, о Российской Федерации, против которых сегодня идёт масштабная информационная война. А ещё для того, чтобы привлекать сюда новых и новых студентов из разных стран. И Крымский федеральный университет, как координатор этой программы по всей стране, приложит максимум усилий, чтобы она успешно реализовывалась.

— А наши студенты, в том числе и Крымского федерального университета, будут ездить в другие страны для обмена опытом, на стажировки?

— Нам тоже необходима академическая мобильность. И учебные программы, индивидуальные образовательные траектории по всем направлениям подготовки, которые мы сделали, позволяют нашим студентам это делать. Сейчас руководство вуза ведёт переговоры с учебными заведениями разных стран по этому поводу. Недавно делегация Министерства науки и высшего образования РФ посетила с визитом Зимбабве, где встречалась с коллегами из Минобра этого государства. Было подписано соглашение о сотрудничестве, и в скором времени в эту страну поедут ректоры ведущих российских вузов, чтобы более конкретно обсудить формы совместной работы. В команде, которая летит в Зимбабве, состою и я. Так что Крымский федеральный университет им. Владимира Ивановича Вернадского, объединивший после воссоединения полуострова с Россией практически все ведущие вузы региона, вопреки всем санкциям продолжает оставаться крупным международным образовательным и научным центром.

Беседовала Елена Озерян

После традиционного матча между сборной Крыма и сборной Африки, составленными из студентов университета

Празднование Дня Африки в КФУ им. В.И. Вернадского

new

Вузы новых регионов России восстановят и оснастят

Вузы Донецкой и Луганской народных республик и Запорожской и Херсонской областей интегрируют в научно-образовательное пространство России. Об этом сообщил заместитель председателя Правительства Дмитрий Чернышенко. Он пообещал, что вузы обеспечат техникой и литературой.

«В приоритетном порядке будет проводиться восстановление инфраструктуры вузов, обеспечение вузов материально-технической базой и учебно-методической литературой, приведение образовательных стандартов и программ к единому образцу, организация и обеспечение комплексной безопасности. Высшие учебные заведения новых территорий также будут включены в программы по созданию научно-исследовательских лабораторий. Также профессорско-преподавательскому составу будет предложено пройти курсы повышения квалификации и оказана поддержка в организации воспитательной работы студентов», — сказал Дмитрий Чернышенко.

На новых территориях расположено 29 вузов. В них обучается более 95 тыс. человек.

В этом году в российские вузы были переведены или поступили на первый курс более 6500 человек, которые ранее приехали в Россию с присоединённых территорий. Они поступали в пределах установленной Правительством РФ квоты, что не отразилось на количестве бюджетных мест для россиян.

МГУ и «Росатом» будут вместе исследовать Арктику

«Росатом» и Центр морских исследований МГУ им. Ломоносова (18-е место в рейтинге «Три миссии университета» и первое место в RAEX100) договорились о проведении комплексных исследований и мониторинге надводной и подводной экологической безопасности в акватории арктической зоны РФ. Соответствующее соглашение подписано в понедельник на полях Первого Всероссийского морского конгресса.

Цель соглашения — продолжить комплексные исследования и мониторинг надводной и подводной экологической безопасности в акватории арктической зоны России. Документ предусматривает продолжение полевых работ на судах ФГУП «Гидрографическое предприятие» и ФГУП «Атомфлот», разработку программы экологического мониторинга, дальнейшую проработку методологического инструментария и нормативной правовой базы, проведение регулярных наблюдений за судовой нагрузкой на основе АИС и данных ДЗЗ, а также реализацию цифровых сервисов по расчёту углеродного следа.

В 10 российских вузах стартовало обучение по новым программам в сетевой форме

Минобрнауки России провело вебинар для вузов по реализации «сетевых» программ обучения и механизмов практической подготовки студентов. В онлайн-мероприятии приняли участие более 900 представителей университетов. Всего с этого года в вузах реализуется 16 программ по сетевой форме.

Под сетевой формой реализации образовательных программ подразумевается организация обучения с использованием ресурсов нескольких вузов, а также компаний и предприятий. Такое взаимодействие позволяет повысить качество и доступность высшего образования, а также расширить перечень специальностей и направлений подготовки, предлагаемый университетами.

Своим опытом поделились МИРЭА — Российский технологический университет, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Вологодский государственный университет, Череповецкий государственный университет, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, Московский политехнический университет и другие вузы.

В обучении по сетевым программам много преимуществ. Это и оптимизация процесса обучения за счёт расширения информационных и коммуникативных возможностей, обеспечение открытого доступа к сетевым ресурсам организаций в индивидуальном режиме, оптимизация соотношения теоретической и практической подготовки, а также расширение возможностей для решения социальных проблем (обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и так далее).

Язык статьи:
Действия с выбранными: