После заявлений руководства Минобрнауки о том, что Россия должна отказаться от Болонской системы и разработать собственную систему образования, в образовательном сообществе началась дискуссия о том, какой она должна быть. Свою точку зрения по этому поводу высказал наш уважаемый автор В.Г. Кинелёв, возглавлявший Госкомитет-министерство образования РФ в 1993–1998 гг. По его мнению, присоединение Российской Федерации в сентябре 2003 г. к Болонскому процессу нанесло нашей высшей школе невосполнимый урон. Поэтому сегодня, чтобы не повторять ошибок, необходимо провести тщательный и непредвзятый анализ всех тех достижений и потерь, которые имели место в российской системе высшего образования за последние три десятилетия.
Владимир Георгиевич считает, что необходимо переходить к образовательной концепции, в основе которой лежит фундаментальное образование, чем всегда славилась наша высшая школа. При этом необходимо ставить качественно новые цели образования и руководствоваться новыми принципами отбора и систематизации знаний, отдавать предпочтение индивидуальной работе со студентами, причём в первую очередь — с наиболее одарёнными из них.
Взгляд социолога на социальные последствия институциональных преобразований на пути от средней к высшей школе представила в своей научной статье Г.А. Чередниченко — доктор социологических наук, главный научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН. Результаты её научного исследования неутешительны: введение ЕГЭ не только не прекратило коррупцию, но и усилило расслоение в обществе. Студентами ведущих вузов становятся, в большинстве, выходцы из обеспеченных семей, которые смогли оплатить репетиторство для подготовки своих чад к ЕГЭ. В итоге это может привести к социальной нестабильности в обществе.
Дискуссия о дальнейшем пути высшей школы продолжается.
Ждём ваших материалов для публикации на электронную почту редакции:
rectorvuza@panor.ru.
Контактный телефон: +7 985 132-24-56.
С уважением, Ирина Довгаль, главный редактор