Наш собеседник — заведующая отделом региональных выставок Государственного Исторического музея, заслуженный работник культуры Российской Федерации — Т.В. Мартынова.
Как известно, майские указы Президента 2012 года касались, прежде всего, улучшения качества жизни в России, и одним из его показателей является доступ граждан к культурным ценностям. Перед центральными музеями была поставлена задача увеличения объема передвижного фонда для экспонирования в музеях и галереях малых и средних городов до 800 единиц и увеличения количества выставочных проектов, осуществляемых в субъектах Российской Федерации к 2018 году, на 100%.
За последние годы сложились благоприятные условия для развития выставочной деятельности Хабаровского краевого музея им. Н.И. Гродекова. Особенно большой интерес посетителей вызывают выставки федеральных музеев. Авторы статьи указывает на сложности, которые связаны с приемом таких выставок, а также говорят о возможностях, которые они открывают перед принимающим выставку музеем.
Авторы статьи рассказывают о новых механизмах взаимодействия музеев в рамках межрегионального выставочного проекта, который третий год реализуется в музеях Владивостока и Хабаровска. И жизнь его еще не закончилась.
С 2012 года Осинский краеведческий музей, филиал Пермского краеведческого музея, развивает передвижной выставочный проект по созданию самого протяженного в России туристического маршрута — «Маршрутами Великой Северной экспедиции». Представляя его читателям журнала, авторы статьи уделяют внимание вопросам эргономичности и технологичности формы передвижной выставки, способной «пережить» длительное путешествие.
Под этим названием выставка Биологического музея имени К.А. Тимирязева и интернет-портала «Антропогенез.ру» путешествует по городам России уже четвертый год. Об особенностях передвижной выставки рассказывает инициатор ее создания и один из авторов.
Планируемым результатом мобильного проекта Карсунского художественно-краеведческого музея Ульяновской области стал рост интереса к нему широких кругов местного сообщества, одновременно возник и неожиданный эффект — вовлечение в музейную деятельность команды волонтеров пенсионного возраста.
Опыт, описанный в статье, представляет особый подход к экспонированию передвижной выставки: принимающая сторона (музеи итальянского города Прато, провинция Тоскана) не просто предоставила площадку для экспонирования коллекции Оренбургского областного музея изобразительных искусств, но дополнила его тематическими выставками в своих музеях, протянув смысловые и ассоциативные нити к экспонируемому российскому наследию.
С 31 мая по 2 июня в рамках XX Международного фестиваля «Интермузей» ИКОМ России совместно с ведущими музеями, а также культурными и образовательными учреждениями страны провел серию дискуссионных мероприятий. Они были посвящены актуальным вопросам развития музейного дела в стране и отвечали заданной теме фестиваля «Музеи и общество».
В рамках деловой программы «Интермузея 2018» состоялась дискуссия «Мой сосед — музей», которая, пожалуй, впервые собрала в одном пространстве музейных сотрудников, представителей городской администрации, а также тех самых людей, которые живут по соседству с музеем.
Одним из зарубежных спикеров, приглашенных Фондом В. Потанина для участия в форуме «Музейный гид», который вновь состоялся в этом году в рамках фестиваля «Интермузей» и проходил под темой «Музей — общее дело», стала Юлия Хагенберг, возглавляющая отдел образовательных программ Художественного собрания немецкой земли Северный РейнВестфалия в Дюссельдорфе. Ее яркие современные образовательные проекты, осуществленные в разных музеях, получили большую известность среди немецких коллег. Мы беседовали о том, какие направления в работе с аудиториями она считает наиболее актуальными сегодня.
В 2018 году 100 лет исполняется знаменитым музеям-заповедникам, бывшим пригородным императорским резиденциям Санкт-Петербурга. Каждый из них имеет свое лицо, два — федеральный и два — городской статус, но уровень научных исследований, экспозиционных технологий, организации хранения, квалификации сотрудников у всех наивысший. Великолепные дворцово-парковые ансамбли, после Великой Отечественной войны сохраненные и воссозданные трудом советских реставраторов, и вновь открытые благодаря упорству и любви к своему делу музейных профессионалов.
Проект, описанный в статье, подтверждает, что музеи сегодня являются едва ли ни единственным местом, где локальные и личные истории «расцвечивают» черно-белую хронику все более отдаляющихся от нас событий. Живые эмоциональные образы, возникающие на страницах хранимых в музеях воспоминаний, домашних фотоальбомов, частных писем и дневников, помогают понять, что исторические сюжеты нельзя описать, используя лишь двухцветную палитру.