По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

«Коллекционируя Россиию». Новый опыт проектирования межмузейных выставок

Евгения Семёнова Приморский музей им. В.К. Арсеньева, Владивосток
Анна Щербакова Приморский музей им. В.К. Арсеньева, Владивосток
Ключевые слова:

Авторы статьи рассказывают о новых механизмах взаимодействия музеев в рамках межрегионального выставочного проекта, который третий год реализуется в музеях Владивостока и Хабаровска. И жизнь его еще не закончилась.

В марте 2016 года директор Приморского музея имени В.К. Арсеньева Виктор Шалай в качестве эксперта принял участие в мониторинге проекта «Личная история» Муромского историко-художественного музея, посвященного истории повседневности Мурома. Проект стал победителем конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире». После знакомства с уникальной музейной коллекцией русской национальной одежды, быта и декоративно-прикладного искусства XVII–XIX веков возникло желание показать ее жителям Дальнего Востока. Осуществить задуманное также позволил грант конкурса Благотворительного фонда В. Потанина — «Музейный десант».

Проект «Коллекционируя Россию» предполагал показ коллекций российских региональных музеев, представляющих ту или иную часть нашей общей истории и культуры, в самом отдаленном от центра страны дальневосточном регионе1 в музеях Владивостока и Хабаровска. Однако сразу стало очевидно, что просто показать коллекцию одного музея на площадке другого у нас не получится. Помещение экспонатов в иной региональный контекст требовало их особой расшифровки и интерпретации.

В то время как отбор коллекции для экспонирования на Дальнем Востоке взяли на себя сотрудники Муромского музея, команда проекта Приморского музея сосредоточилась на подготовке сопроводительных текстов к выставке, разработке фирменного стиля проекта и стратегии его продвижения. В результате совместной работы сотрудников двух музеев была разработана программа для посетителей, включавшая как тематические экскурсии, маршрутные листы для семейной аудитории, так и образовательные программы для детей («Крестики-нолики, или Тайны орнамента», «Прялка, венец и вечерние посиделки», «Шугай на борах, или Что спрятано за словами»).

На второй год реализации проекта к уже отработанным механизмам межмузейного взаимодействия добавилось участие Приморского музея в разработке концепции экспонирования коллекции и дизайн-проекта выставочного пространства.

В 2017 году в дальневосточных музеях была представлена коллекция христианской деревянной скульптуры из собрания Пермской государственной художественной галереи. Идеей выставки был показ творчества пермских мастеров как мистерии, особого способа освоения новой для региона религии. Этот ракурс экспонирования был обусловлен рядом факторов. Коллекция пермской религиозной деревянной скульптуры впервые экспонировалась на Дальнем Востоке и требовала первоначального «погружения» в контекст. Идея мистерии по-своему объединила жителей Дальнего Востока в их зрительском восприятии «пермских богов» с восприятием пермскими мастерами новой для них религии2 . Кроме того, важно понимать, что Дальневосточный регион достаточно «молод», и многие понятия и явления, знакомые жителям центральной России, здесь могут быть почти неизвестны. В проектировании выставки, написании текстов и в разработке сопровождающих программ необходимо было учесть и то обстоятельство, что данная коллекция является частью фондов художественного музея, а на Дальнем Востоке она планировалась к экспонированию в краеведческих музеях, и поэтому требовалось перенести акцент в интерпретации предметов с искусствоведческого аспекта на культурно-исторический.

Для Цитирования:
Евгения Семёнова, Анна Щербакова, «Коллекционируя Россиию». Новый опыт проектирования межмузейных выставок. Музей. 2018;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: