В дискуссии принимали участие: П. МансильяКруз — директор Государственного музея М.А. Булгакова, Е. Ядохина — заведующая музеемквартирой А.М. Васнецова (Государственная Третьяковская галерея), Н. Потапова — директор музея «Огни Москвы», А. Рубцов — заместитель генерального директора по научно-просветительской деятельности Государственного центрального театрального музея А.А. Бахрушина, С. Дадаев — глава Управы Басманного района города Москвы, М. Курбатов — председатель правления ТСЖ «Фурманный, 6», А. Голубовский — сосед Музея «Дом на Набережной», С. Аршинов — сосед музея В.Н. Плучека. Модерировала дискуссию Т. Гафар — начальник Службы развития малых музеев Государственной Третьяковской галереи.
В ходе дискуссии обсуждались разные аспекты сложной темы, вынесенной в заглавие. В этом небольшом обзоре пунктирами отметим основные, обозначив суждения, с помощью которых отмеченные участниками дискуссии проблемы можно было бы решать.
Как отметила Т. Гафар, жизнь мемориальных музеев-квартир, кроме основных для них законов 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» и 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации», определяют два нормативных документа: Гражданский и Жилищный кодексы. Если дом, в котором расположен музей, является объектом культурного наследия, то при решении спорных вопросов суд чаще всего «принимает решение в пользу именно 73-ФЗ, потому что, если объект признан объектом культурного наследия, то его владелец или тот, у кого он находится в оперативном управлении, должен обеспечить к нему доступ».
Но бывает так далеко не всегда. Музей, конечно, интеллигентный сосед, но далеко не всегда он легко уживается с современными Товариществами собственников жилья (ТСЖ). Особенно, если поток его посетителей, как в случае с музеем М.А. Булгакова, который расположен в «нехорошей» квартире в доме 10 по Большой Садовой улице, — свыше 100 тыс. человек в год. Как рассказал П. Мансилья-Круз, в 1980е годы музею «заваривали двери автогеном, а росписи, которые оставляли на стенах посетители, закрашивали краской». Но времена меняются, и сегодня большинство жильцов дома хорошо понимают, что музей создает дополнительную капитализацию жилых площадей, повышает стоимость их квартир.