— Юлия, российские специалисты знают, что родиной музейной педагогики была Германия. Альфред Лихтварк, Георг Кершенштейн, Адольф Рейхвейн, Георг Фройденталь в первой трети ХХ века сформулировали основные положения ее теории и практики, которым долгое время следовали европейские музеи в работе со своими посетителями. Изменились ли ее подходы в последние годы?
— По-прежнему остается очень актуальной связь музеев с экспериментальными формами педагогики, которые были заложены еще в трудах немецких педагогов-реформаторов в 1920-е и 1960-е годы. Но сегодня появились новые вызовы, которые нельзя игнорировать: старение европейского населения, миграционные процессы, активизация националистических группировок, сокращающийся средний класс и увеличивающийся разрыв между богатством и бедностью. Все это требует от музеев обновления стратегии работы с аудиториями. Если раньше музейные педагоги создавали свои программы главным образом для детей и тех, кто нуждался в особых формах посредничества, то сегодня этих групп стало намного больше.
Кроме того, музеи все чаще разрабатывают проекты в духе «культуры участия», демонстрируя таким образом разные точки зрения на музей. Например, проект «Открытый доступ» («Open Access»), осуществленный в Hamburger Kunsthalle с мая по август 2017 года, предполагал актуализацию музейной коллекции с помощью городского мультикультурного сообщества. В рамках проекта была открыта выставка, в создании которой приняли участие двенадцать новых граждан Германии, выходцев из разных стран мира. Они сами отобрали для экспонирования художественные произведения, которые показались им наиболее интересными, и прокомментировали их для будущих посетителей выставки. Для этого сотрудники музея провели с добровольными помощниками шесть семинаров, каждый из которых длился по три часа. В ходе семинаров мигранты должны были ответить на три очень личных вопроса: что вообще для меня важно, что самое важное в моей жизни сегодня, что важно для меня в Гамбурге? Ответы фиксировались на специальных карточках, а затем становились предметом общей дискуссии. После итоговой встречи все ее участники вместе нашли пять слов, которые впоследствии стали названиями пяти выставочных разделов (Свобода, Расширение возможностей, Уважение, Сообщество, Диалог), а затем подобрали к ним экспонаты из фонда музея. В результате в каждом из пяти выставочных пространств оказались разные художественные произведения, старинные и современные, прокомментированные участниками проекта. Посетители выставки могли оставить свое мнение о них, записать его на карточке или поговорить с музейными специалистами, которые постоянно находились в выставочных залах. По завершении работы выставки в музее состоялась встреча с сотрудниками музея, и все желающие, в том числе посетители, оставившие свои контакты, могли принять участие в обсуждении итогов проекта.