По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Век музеев: наследие и наследники

Ключевые слова:

В 2018 году 100 лет исполняется знаменитым музеям-заповедникам, бывшим пригородным императорским резиденциям Санкт-Петербурга. Каждый из них имеет свое лицо, два — федеральный и два — городской статус, но уровень научных исследований, экспозиционных технологий, организации хранения, квалификации сотрудников у всех наивысший. Великолепные дворцово-парковые ансамбли, после Великой Отечественной войны сохраненные и воссозданные трудом советских реставраторов, и вновь открытые благодаря упорству и любви к своему делу музейных профессионалов.

Большой межмузейный проект «Век музеев» стартовал в январе 2018 года общедоступным лекторием на новой сцене Александринского театра и вызвал большой интерес петербужцев рассказами о разных аспектах жизни императорских резиденций, о музейном веке, в котором отразилась история страны. Главное событие юбилейного года еще впереди: осенью откроется выставка в петербургском ЦВЗ «Манеж». А пока проект включает в себя научные конференции, фестивали и различные культурные акции. Мы присоединяемся к нему серией публикаций, посвященных специалистам музеев-заповедников. В них работают сотрудники свыше ста различных специальностей. О профессии и заботах музейного директора мы поговорили с руководителем Музея-заповедника «Петергоф» Е.Я. Кальницкой.

— Елена Яковлевна, директор музея — это профессия?

— Скорее, судьба! Вспомним о тех, кто создавал музеи в императорских резиденциях. Первый директор дворца-музея в Гатчине — потомок известной династии, граф Валентин Платонович Зубов, историк искусства, доктор философии, создатель Института истории искусства и знаменитой Зубовской библиотеки, для которой он на свои деньги покупал книги и нанимал лекторов, выступавших перед народом. Григорий Крескентьевич Лукомский — художник, историк, член Императорского археологического общества создавал музей в Царском селе. Первый хранитель Павловского дворца Александр Александрович Половцов, этнографориенталист, дипломат, коллекционер, побочный внук великого князя Михаила Павловича, внучатый племянник Александра I и Николая I, богатейший человек, выросший в доме барона Штиглица и внесший большой вклад в создание музея его художественной школы. Работы по музеефикации Петергофа возглавил художник, архитектор, искусствовед Федор Густавич Беренштам, совершенный фанатик книги, в отличие от перечисленных выше, навсегда оставшийся в России. Правда, он быстро устал от администрирования и покинул музей.

— У вас ведь тоже богатая музейная история — Эрмитаж, Михайловский замок, Петергоф, — а ведь, вы, как я знаю, по первому образованию — инженер. Этот выбор был сделан родителями?

Для Цитирования:
Век музеев: наследие и наследники. Музей. 2018;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: