Международный выставочный проект Оренбургского областного музея изобразительных искусств, задуманный и осуществленный для популяризации национальных культурных ценностей, состоялся благодаря поддержке ИКОМ, Ассоциации «Италия Россия» и содействию региона Тоскана. Проект стал ярким примером культурного обмена между двумя странами, осуществленный в духе «культуры участия».
Настоящим «чудом» называют оренбургские платки все, кто хоть однажды к ним прикоснулся. Где бы они не демонстрировались, они не оставляют равнодушной ни одну женщину, какой бы национальности, вероисповедания и возраста она не была. На выставке, которая экспонировалась в провинции Прато с мая по июль этого года, публика имела возможность познакомиться с работами лучших вязальщиц Оренбуржья, искусство которых отвечает самым высоким критериям качества, характеризующим знаменитый на весь мир пуховязальный промысел. Посетители не только любовались работами мастериц: платками, паутинками, палантинами и шалями, смогли окунуться в атмосферу тепла и уюта, но также имели возможность приобрести образцы уникальных изделий из России.
Прато — провинция в центральной части Италии, расположенная в северо-восточной части региона Тоскана. Столицей провинции является одноименный город, который еще со времен Средневековья считается одним из главных центров итальянской легкой промышленности. Закономерно, что именно здесь с 1957 года существует Музей текстиля, который расположен в здании старинной ткацкой фабрики и посвящен искусству и технике прядения тканей. Среди его экспонатов — старинные ткани (некоторые из них датированы V веком до н.э.), выполненные в различных техниках: для светского, религиозного или декоративного использования.
Но есть здесь и отдел, посвященный современной текстильной промышленности, созданный в рамках соглашения между музеем и местными производителями с целью сохранения и распространения наследия текстильной индустрии Прато. Помимо образцов ткани, в музее выставлены машины и оборудование, которые использовались в процессе ткачества итальянскими мануфактурами. Наконец, часть музея посвящена экспонатам, относящимся к технологиям химического окрашивания тканей конца XIX – первой половины XX века.