В статье рассматривается актуальный в настоящее время механизм «регуляторной гильотины», направленный на создание новой системы контрольно-надзорного законодательства. Реформа контрольно-надзорной деятельности нацелена на повышение уровня безопасности и устранение избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности. Постараемся рассмотреть предварительные итоги и понять перспективы данной деятельности.
Рассматриваются некоторые аспекты обеспечения безопасности в техногенной сфере и возможности их приложений к практическим задачам безопасности. Указывается на недостатки в определениях термина «безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта», оценивается соотношение объективности и случайности реализации опасности, признается всеобъемлющая роль человеческого фактора в возникновении событий, связанных с нарушениями безопасности, и непрерывность воспроизводства старых и новых опасностей с развитием цивилизации. Разъясняются аспекты юридической и нравственной ответственности за нарушения безопасности, которые являются следствием недостатков в организации функционирования производственных систем и неадекватных общественных представлений о безопасности. Даются предложения, направленные на создание технологий искусственного интеллекта для исключения субъективных ошибок за счет средств распознавания движений (жестов) и мыслей (замыслов) человека-оператора.
Железнодорожный транспорт и метрополитен объединяет много особенностей, как технических, так и технологических. Не вызывает удивления и тот факт, что многие работники, в том числе и руководители высшего звена, со знанием специфики одного вида транспорта без особых проблем адаптируются к работе на смежном виде транспорта. Как обстоит дело с обеспечением транспортной безопасности и антитеррористической защищенности на этих видах транспорта, какие есть сходства и различия — постараемся разобраться в этой статье!
Как известно, с 1 января 2020 г. были изменены правила специальной оценки условий труда. Все участники будут иметь новые обязанности: оценочные организации, работодатели и даже инспекторы труда. Государство стремится гарантировать гражданам право на нормальные условия труда и гарантировать компенсацию за ущерб, причиненный их здоровью в результате вредных и опасных факторов, присутствующих на их рабочем месте. Одним из способов решения этой проблемы является набор процедур, называемых специальной оценкой условий труда.
Все знания специалиста по охране труда могут приравняться к нулю, если при проверке Государственной инспекцией труда предприятие получает ощутимый штраф. На примере показано, как правильно поступить в такой ситуации и отстоять свою правоту через суд.
Поддержание компетентности персонала и готовности выполнения им своих задач в области безопасности движения — очередной элемент системы менеджмента безопасности движения (СМБД). Этот элемент — часть функций по работе руководителей компании с ее персоналом. При этом, в соответствии с пунктом 4 статьи 25 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и пунктом 15 ПТЭ, повышение квалификации работников железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов, осуществляется за счет средств работодателей. Качество исполнения совокупности функций по работе руководителей компании с ее персоналом определяет производственный климат, культуру и результативность труда в компании, оказывает влияние на качество проявления так называемого человеческого фактора, который способен как улучшать, так и ухудшать деятельность компании.
Применение сетевых цифровых интеллектуальных систем обучения безопасности производства, встроенных в цифровое производство, позволяет повысить уровень знаний и компетенций персонала, снизить аварийность производства, производственный травматизм и производственно обусловленную заболеваемость по причинам необученности персонала при достижении высоких показателей качества функционирования цифровых систем обучения в составе систем подготовки и переподготовки кадров цифрового производства.
Вопросы профессиональной подготовки и аттестации работников, выполняющих работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, с каждым годом приобретают все большее значение. Особенно это становится актуально в моменты совершения актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов, и становится одной из главных тем обсуждения и анализа произошедших негативных событий. При этом на фоне выполнения действующих обязательных норм законодательства роль человеческого фактора отходит на задний план и далеко не всегда рассматривается и учитывается контрольно-надзорными органами. В данной статье автор постарается определить роль человеческого фактора в системе обеспечения безопасности на транспорте.
В Самарском государственном университете путей сообщения (ФГБОУ ВО «СамГУПС») была подготовлена и успешно защищена в диссертационном совете Д 212.298.09 при Южно-Уральском государственном университете (национальном исследовательском университете) (ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)») диссертация «Повышение эффективности работы дизелей тепловозов путем применения смеси дизельного топлива и природного газа» (по специальности 05.04.02 — тепловые двигатели) [1]. Диссертация имеет большое количество ошибок, вплоть до рекомендаций, противоречащих фундаментальным законам физики, а потому целесообразно предостеречь специалистов от неосторожного подхода к попыткам реализации рекомендаций автора работы.
Международный форум труда в Санкт-Петербурге является уникальным проектом, определяющим векторы развития человека труда и человеческого капитала как ключевых факторов роста современной экономики. С 27 по 28 февраля 2020 г. он в четвертый раз собрал в Экспофоруме государственных и муниципальных служащих, исследователей, экспертов, предпринимателей, специалистов по управлению персоналом, безопасности и охране труда из России и дальнего и ближнего зарубежья.
В конце января были утверждены даты проведения Всероссийской недели охраны труда — 2020. Неделя пройдет с 6 по 10 апреля и станет уже шестой по счету. ВНОТ-2020 соберет свыше 10 тыс. участников, спикеров и экспонентов со всей России и из-за рубежа.
В докладе Федеральной службы по труду и занятости «Профилактика нарушений. Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований, дающих разъяснение, какое поведение является правомерным, а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов за IV квартал 2019 г.» изложен перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования. Представлены разъяснения, данные Рострудом по вопросам, связанным с установлением ненормированного рабочего дня и выполнением сверхурочной работы.