Вопросы несовершенного нормативно-правового регулирования общественных отношений всегда будут темой для дискуссий как между представителями транспортной отрасли и органов надзорной деятельности, так и обычными гражданами, которые время от времени пользуются услугами транспорта, имея возможность на себе ощутить последствия этого несовершенства.
Транспортная безопасность достигается проведением единой государственной политики в области ее обеспечения, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных существующим угрозам и рискам в транспортной сфере [1].
В этой связи за более чем 15-летнюю историю своего существования в отрасли транспортной безопасности была создана внушительная законодательная база различных нормативноправовых актов. Пробелы и противоречия обязательных к исполнению норм законодательства всегда будут иметь место в любой хозяйственной деятельности общества в связи с постоянным изменением отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.
Однако именно перенасыщенность и избыточность нормативной базы в последние годы привлекли внимание государства. И это неслучайно, ведь многие нормативные акты потеряли свою актуальность, но по-прежнему носят обязательный характер исполнения, а значит, замедляют развитие всей экономики страны.
Термин «регуляторная гильотина» означает инвентаризацию всех действующих и обязательных для бизнеса требований с целью понять — соответствуют ли они современным реалиям. Если соответствуют, то нормы остаются, если нет, то они отменяются или изменяются. Не секрет, что этих норм чересчур много — в действующих нормативных актах содержатся более 2 млн обязательных требований. Более того, среди них до сих пор встречаются те, что были приняты еще при СССР. При нынешнем уровне технологического развития это является одним из основных препятствий для развития бизнеса, при этом не достигается ключевая цель этих требований — безопасность людей.