Подписка:

+7 495 274-22-22

Телефон для справок:

+7 495 274-22-22

Роль человеческого фактора

И. С. Тушко специалист-эксперт в области обеспечения транспортной безопасности, магистр юриспруденции, E-mail: Ivanov_sky@mail.ru
Ключевые слова: транспортная безопасность, транспорт, человеческий фактор, аттестация, законодательство, силы обеспечения транспортной безопасности

Вопросы профессиональной подготовки и аттестации работников, выполняющих работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, с каждым годом приобретают все большее значение. Особенно это становится актуально в моменты совершения актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов, и становится одной из главных тем обсуждения и анализа произошедших негативных событий. При этом на фоне выполнения действующих обязательных норм законодательства роль человеческого фактора отходит на задний план и далеко не всегда рассматривается и учитывается контрольно-надзорными органами. В данной статье автор постарается определить роль человеческого фактора в системе обеспечения безопасности на транспорте.

Вопросы обеспечения транспортной безопасности в последнее время остро обсуждаются в различных государствах всего мира. В настоящее время трудно переоценить значение мероприятий по укреплению транспортной безопасности для России. Так, надежность транспортного комплекса в процессе обеспечения национальных интересов играет важную роль, которая обусловлена, во-первых, происходящими в России политическими и социально-экономическими процессами; во-вторых, присущими исключительно ей характеристиками ее территории; в-третьих, ее уникальным положением на евразийском континенте [1].

Комплекс мер по обеспечению транспортной безопасности является многозадачной и разноуровневой системой, целями функционирования которой являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Для улучшения качества данного функционирования каждый год производится систематизация и автоматизация некоторых элементов данной системы без поправки на человеческий фактор.

Взять, к примеру, обязательные требования законодательства в области обеспечения транспортной безопасности железнодорожного транспорта, установленные постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 № 495. Согласно данным требованиям, субъект транспортной инфраструктуры (СТИ) обязан воспрепятствовать проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности или на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов или постов.

Требование могло бы звучать иначе и начинаться со слов «принять меры по воспрепятствованию…», ведь СТИ проводит немало мероприятий в данном направлении: устанавливает инженерно-технические средства, привлекает сотрудников ведомственной охраны, обеспечивает организационно-штатные мероприятия. И достигается это все путем привлечения человеческих ресурсов.

Однако мы видим, что законодатель устанавливает четкое требование «воспрепятствовать…». К чему это приводит на практике? Допустим, нарушитель каким-то образом проникает на железнодорожный объект незаконным путем (перелезает через забор), далее срабатывает датчик охранной сигнализации; по камерам видеонаблюдения, установленным на объекте, производится идентификация места проникновения; к месту обнаружения прибывает группа быстрого реагирования ведомственной охраны.

Для Цитирования:
И. С. Тушко, Роль человеческого фактора. Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте №2 2020. 2020;2.
Полная версия статьи доступна только подписчикам журнала