По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Замечания по поводу одной научно-квалификационной работы

Н. Н. Патрахальцев д-р техн. наук, РУДН, г. Москва

В Самарском государственном университете путей сообщения (ФГБОУ ВО «СамГУПС») была подготовлена и успешно защищена в диссертационном совете Д 212.298.09 при Южно-Уральском государственном университете (национальном исследовательском университете) (ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)») диссертация «Повышение эффективности работы дизелей тепловозов путем применения смеси дизельного топлива и природного газа» (по специальности 05.04.02 — тепловые двигатели) [1]. Диссертация имеет большое количество ошибок, вплоть до рекомендаций, противоречащих фундаментальным законам физики, а потому целесообразно предостеречь специалистов от неосторожного подхода к попыткам реализации рекомендаций автора работы.

Литература:

1. URL: https://www.susu.ru/ru/dissertation/d-21229809/kurmanova-leyla-salimovna. — Тест : электронный.

2. Кавтарадзе, Р.З. Теплофизические процессы в дизелях, конвертированных на природный газ и водород. — Москва : Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011. — С. 238. — Текст : непосредственный.

3. Мамедова, М.Д. Работа дизеля на сжиженном газе. — Москва : Машиностроение, 1980. — С. 150. — Текст : непосредственный.

4. Патрахальцев, Н.Н., Гусаков, С.В., Медведев, Е.В. Возможности организации газодизельного процесса с внутренним смесеобразованием на базе дизеля 8 Ч 13/14. — Текст : непосредственный // Двигателестроение. — 2004. — № 3. — С. 10–12.

5. Иващенко, Н.А., Кавтарадзе, Р.З. Многозонные модели рабочего процесса двигателей внутреннего сгорания : учебное пособие по курсу «Теория рабочих процессов ДВС». — Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1997. — С. 56. — Текст : непосредственный.

3. На стр. 80–85 диссертации сокращенно изложена методика теплового расчета цикла дизеля (с внутренним смесеобразованием, по существу, методика теплового расчета по Гриневецкому — Мазингу, по учебнику Орлина А.С.) при работе на ДТ. Эта методика применена для расчета цикла газодизеля, работающего на смесевом топливе (ДТ + ПГ). Однако ошибочны расчеты теплоты сгорания топлив, произвольны выборы эмпирических значений, необходимых для расчета. Ни о каком законе сгорания при этом говорить не приходится, т. к. для расчета заранее произвольно выбраны коэффициент скругления индикаторной диаграммы, степень повышения давления при сгорании и т. д. и т. п. «Интересно», что расчет ведется при подаче ПГ на всасывание дизеля при атмосферном давлении. То есть здесь явно попытка расчета процесса со смешанным смесеобразованием. Затем автор сообщает, что результаты расчетов изложены в таблице 2.9, т. е. 77 (семьдесят семь) вариантов и режимов расчетов уже якобы для случаев внутреннего смесеобразования. Такие же замечания следует сделать и по поводу расчетов с использованием показателей И.И. Вибе. В обоих случаях обосновать выбор эмпирических показателей невозможно, так как в практике двигателестроения нет информации о рабочих процессах дизеля с внутренним смесеобразованием при работе на газожидкостных смесях (эмульсиях) ДТ и ПГ.

4. Не ясно, почему и в каком месте системы смесевое топливо имеет давление 1 атм., а его температура составляет 320 °С? Создается впечатление, что в данном и ряде других случаев автор путает предлагаемый (исследуемый) процесс с внутренним смесеобразованием и широко известный процесс газодизеля со смешанным смесеобразованием.

5. В таблице 9.2 ошибочны результаты подсчета удельных эффективных расходов ДТ и смесевых топлив разных составов. Так, показано, что be ДТ= 226 г/(кВт∙ч). А расчетом по приведенным автором данным часового расхода ДТ и мощности получаем: be ДТ = 181,6·103/885 = 205 г/(кВт∙ч). Для смесевого топлива состава 0,9ДТ + 0,1ПГ указано be СМ = 214,2 г/(кВт∙ч). Расчетом по данным таблицы он должен составлять 182 г/(кВт∙ч). Это, вероятно, странные арифметические ошибки. Но дополнительно важно, что автор пренебрегает понятием приведения по теплоте сгорания расхода смесевого топлива к расходу дизельного. Если такое приведение провести, то, например, для смесевого топлива с 90% ПГ и 10% ДТ получаем часовой расход (приведенный к ДТ), равный 192 кг/ч. А следовательно be СМ = 192∙103/920,1 = 209 г/(кВт∙ч). В пересчете на эффективный КПД получаем 0,41 и 0,40 соответственно для работы на ДТ и для работы на смесевом топливе состава 0,9ПГ + 0,1ДТ.

Для Цитирования:
Н. Н. Патрахальцев, Замечания по поводу одной научно-квалификационной работы. Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2020;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: