По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 656.2.08

Некоторые подходы к решению фундаментальных проблем безопасности в техногенной сфере

В. М. Рудановский канд. техн. наук, E-mail: rudanovsckyv@yandex.ru

Рассматриваются некоторые аспекты обеспечения безопасности в техногенной сфере и возможности их приложений к практическим задачам безопасности. Указывается на недостатки в определениях термина «безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта», оценивается соотношение объективности и случайности реализации опасности, признается всеобъемлющая роль человеческого фактора в возникновении событий, связанных с нарушениями безопасности, и непрерывность воспроизводства старых и новых опасностей с развитием цивилизации. Разъясняются аспекты юридической и нравственной ответственности за нарушения безопасности, которые являются следствием недостатков в организации функционирования производственных систем и неадекватных общественных представлений о безопасности. Даются предложения, направленные на создание технологий искусственного интеллекта для исключения субъективных ошибок за счет средств распознавания движений (жестов) и мыслей (замыслов) человека-оператора.

Литература:

1. Рыбалкин, Н.Н. Природа безопасности : Автореферат на соискание ученой степени доктора философских наук. — Москва : НИЦ ФСБ России, 2003. — 48 с. — Текст : непосредственный.

2. Рыбалкин, Н.Н. Современные представления о безопасности. — Режим доступа: обж. рф>data/documents / Sovremennye-predstavleniya-o-bezopasnosti-Рыбалкин.pdf (дата обращения 08.11.2019). — Текст : электронный.

3. Рудановский, В.М. Стратегический подход к обеспечению безопасности и надежности перевозочного процесса в холдинге «РЖД». — Текст : непосредственный // Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. — 2017. — № 5. — C. 10–20.

4. Бек,У. Общество риска. На пути к другому модерну ; перевод с нем. В.Сидельникова и Н.Федоровой; послесловие А.Филиппова. — Москва: Прогресс-Традиция, 2000. — 384с. — Текст : непосредственный.

5. AMT Handbook Addendum Human Factors / Chapter 14. Human Factors. — Pp. 14-1–14-30. — URL : https://hfskyway.faa.gov. — Текст : электронный.

6. Литвинов, Э.П. Актуальные размышления по философским основам безопасности личности, общества, государства. — Текст : непосредственный // Вестник РМАТ. — 2012. — № 2, 3 (5, 6). — С. 13–27.

7. Шибанов,Г.П. Количественная оценка деятельности человека в системах человек — техника. — Москва : Машиностроение, 1983. — 263 с. — Текст : непосредственный.

8. Котик, М.А., Емельянов, А.М. Природа ошибок человека-оператора (на примерах управления транспортными средствами). — Москва : Транспорт, 1993. — 252 с. — Текст : непосредственный.

9. Integrating Human Factors in European Railways. Safety Management Systems/ European Union Agency for Railways. — 2016. — 4 p. — URL : http:// www.era.europa.eu/library/docs/leaflets. — Текст : электронный.

10. Safety. Human Factors — UIC — International union railways. UIC 2020. — URL : https://uic.org/ safety/human-factors. — Текст : электронный.

11. Donald E. Sussman & Thomas G. Raslear. Railroad Human Factors. Article in Reviews of Human Factors and Ergonomics. — Vol. 3. — Edited by Deborah A. Boehm-Davis. — Published by the Human Factors and Ergonomic Society. — March 2007. — Pp. 148–189. URL : https: // www.researchgate.net/ publication. — Текст : электронный.

12. Абакумов, В.Г., Ломакина, Е.Ю. Автоматическое распознавание жестов в интеллектуальных системах. — Текст : электронный // Искусственный интеллект. — 2010. — № 3. — С. 269–273. — URL : https://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle.

13. Реально ли чтение мыслей и как оно может изменить нашу жизнь. — 30 сентября 2019. — URL : https://rb.ru/longread/mind-reading. — Текст : электронный.

При изучении проблем обеспечения безопасности функционирования человеко-машинных систем возникает ряд вопросов, ответы на которые невозможно найти без обращения к фундаментальным представлениям о безопасности.

Когда мы говорим о безопасности какого-либо объекта (процесса, изделия, системы), то что имеем в виду: защиту внешнего окружения от угроз, исходящих от этого объекта, или защиту этого объекта от угроз со стороны внешнего окружения? Почему мы, оценивая безопасность, используем в качестве измерителя меру опасности? Так ли понятно, почему возникают нарушения безопасности? Случайны они или объективно неизбежны? Почему ответственность за нарушение безопасности исполнителем разделяют его руководители? Бессильно ли наше сознание перед принятием явно ошибочного решения? Знает ли наше сознание, как делает свой выбор?

Для получения ответов на эти и другие, казалось бы, вполне практические вопросы целесообразно рассмотреть и попытаться осознать ряд фундаментальных понятий в области безопасности. Некоторые из них стали вырабатываться в рамках философского осмысления категории безопасности. Цельной и общепризнанной философии безопасности еще нет. Но делаются попытки с этих позиций дать достаточно общее толкование самого термина «безопасность».

В результате была высказана мысль о том, что «феномен безопасности представляет собой специфическую форму реализации природного бытия в человеческом существовании, которая детерминирует рефлексивно-ценностное самоопределение человека по отношению к опасности как для объективной определенности, так и для наличных форм бытия вещей» [1].

Если это так, то безопасность — это форма реализации человеческого существования. Эта форма определяет отношение человека к опасности. При этом опасность — это и объективная определенность, и наличная форма бытия.

В то же время человек, как правило, вынужден находиться и осознавать свое существование в рамках какой-либо системы (общественной, производственной, семейной). Некоторые исследователи считают, что каждая система имеет свою природу, поэтому ее безопасность предопределяется ее собственной природой, а не природой феномена безопасности [1]. Вследствие этого построение теории безопасности системы должно основываться на исследовании самой системы, которая и является объектом теоретического осмысления. В этой системе вспыхивают и гасятся опасности (возникает состояние безопасности), а если вспыхивают и проявляются — происходит катастрофа (рис. 1). При этом на нее может оказать влияние опасность, возникающая и вне рассматриваемой системы, т. е. в смежной системе или системе более высокого уровня. Опасность постоянно стучится внутри системы и вне системы.

Для Цитирования:
В. М. Рудановский, Некоторые подходы к решению фундаментальных проблем безопасности в техногенной сфере. Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2020;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: