При изучении проблем обеспечения безопасности функционирования человеко-машинных систем возникает ряд вопросов, ответы на которые невозможно найти без обращения к фундаментальным представлениям о безопасности.
Когда мы говорим о безопасности какого-либо объекта (процесса, изделия, системы), то что имеем в виду: защиту внешнего окружения от угроз, исходящих от этого объекта, или защиту этого объекта от угроз со стороны внешнего окружения? Почему мы, оценивая безопасность, используем в качестве измерителя меру опасности? Так ли понятно, почему возникают нарушения безопасности? Случайны они или объективно неизбежны? Почему ответственность за нарушение безопасности исполнителем разделяют его руководители? Бессильно ли наше сознание перед принятием явно ошибочного решения? Знает ли наше сознание, как делает свой выбор?
Для получения ответов на эти и другие, казалось бы, вполне практические вопросы целесообразно рассмотреть и попытаться осознать ряд фундаментальных понятий в области безопасности. Некоторые из них стали вырабатываться в рамках философского осмысления категории безопасности. Цельной и общепризнанной философии безопасности еще нет. Но делаются попытки с этих позиций дать достаточно общее толкование самого термина «безопасность».
В результате была высказана мысль о том, что «феномен безопасности представляет собой специфическую форму реализации природного бытия в человеческом существовании, которая детерминирует рефлексивно-ценностное самоопределение человека по отношению к опасности как для объективной определенности, так и для наличных форм бытия вещей» [1].
Если это так, то безопасность — это форма реализации человеческого существования. Эта форма определяет отношение человека к опасности. При этом опасность — это и объективная определенность, и наличная форма бытия.
В то же время человек, как правило, вынужден находиться и осознавать свое существование в рамках какой-либо системы (общественной, производственной, семейной). Некоторые исследователи считают, что каждая система имеет свою природу, поэтому ее безопасность предопределяется ее собственной природой, а не природой феномена безопасности [1]. Вследствие этого построение теории безопасности системы должно основываться на исследовании самой системы, которая и является объектом теоретического осмысления. В этой системе вспыхивают и гасятся опасности (возникает состояние безопасности), а если вспыхивают и проявляются — происходит катастрофа (рис. 1). При этом на нее может оказать влияние опасность, возникающая и вне рассматриваемой системы, т. е. в смежной системе или системе более высокого уровня. Опасность постоянно стучится внутри системы и вне системы.