Железнодорожный транспорт и метрополитен объединяет много особенностей, как технических, так и технологических. И хотя история железных дорог началась первой (в ХVIII веке) и тянется намного дольше, метрополитен по специфике и организации своей деятельности во многом напоминает своего старшего железнодорожного собрата.
В традиционном понимании метрополитен является городской железной подземной дорогой с курсирующими по ней маршрутными поездами для перевозки пассажиров, инженерно отдаленная от любого другого транспорта и пешеходного движения (внеуличная).
Оба вида транспорта выделяет ряд преимуществ перед другими видами транспорта: высокая точность маршрутов движения, низкая аварийность, мобильность передвижения, независимость от погодных условий, низкие финансовые затраты на дорогу и отсутствие дополнительных расходов, экологичность и многое другое.
В связи с тем что Россия является самой большой страной в мире по занимаемой площади, железнодорожный транспорт всегда будет иметь особую значимость в транспортной системе [1]. Метрополитен же играет ведущую роль при интеграции городской транспортной, градостроительной и социальной политики. Первоначально линии метро строили, чтобы разгрузить улицы больших городов. В настоящее время метрополитены фактически стали основным структурообразующим элементом современного города, на основе которого строится политика обеспечения мобильности населения.
Печально известные террористические акты, совершенные 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и унесшие жизни 2977 человек, положили начало новому этапу противодействия террористической угрозе во всех странах. Этот этап характеризуется пониманием, что терроризм есть глобальное зло, для борьбы с которым необходима консолидация сил всего мирового сообщества, накопление и систематизация информации, обмен опытом, особенно в вопросах, связанных с транспортной безопасностью [2].
В этой связи наше государство уже более 15 лет ведет активную политику в области обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической защищенности, разрабатывая и совершенствуя комплекс мер. Система данных мер распространяется на объекты транспортной инфраструктуры по каждому виду транспорта, которые подверглись процедуре категорирования федеральными агентствами Минтранса России.