Существует множество самых разных определений термина «человеческий фактор». Одно из них приводится в Методических указаниях по определению влияния персонала ОАО «РЖД» на отказы в работе технических средств. С учетом небольших уточнений этот термин определяется как «совокупность индивидуальных качеств и свойств человека как звена сложной технологической системы, которые проявляются в конкретных условиях функционирования и оказывают влияние на параметры ее надежности».
В данной статье человеческий фактор — это результат проявлений человеком всех окружающих его внешних условий трудовой деятельности (природного, социально-экономического и техногенного характера) и внутреннего состояния (психического, морального, состояния здоровья), действующих в данное время и в данном месте и предопределяющих позитивное или негативное поведение человека и его поступки.
Применительно к обеспечению любого вида безопасности человеческий фактор — это такой результат проявлений условий его труда и внутреннего состояния, который может заключаться в том, что человек совершает или не совершает ошибочное действие или своим действием предупреждает или ослабляет последствия неблагоприятного события.
Таким образом, поддержание компетентности персонала и готовности выполнения им своих задач, от которых зависит безопасность движения, создает условия для того, чтобы работник находился в состоянии готовности к безошибочной работе.
В целом признание человека, в том числе исполнителя, полноправным и сознательным участником производственного процесса выдвигает на первый план активизацию человеческого фактора в направлении удовлетворения потребности человека в творческой деятельности, получении информации, участии в управлении и т.д.
Железнодорожный транспорт в Российской Федерации в целом — крупнейшая из сложных технологических систем, требующая ответственного исполнительского звена его функционирования с несколькими уровнями оперативного и стратегического управления.