По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Поддержание компетентности персонала

В. М. Рудановский канд. техн. наук, E-mail: rudanovsckyv@yandex.ru

Поддержание компетентности персонала и готовности выполнения им своих задач в области безопасности движения — очередной элемент системы менеджмента безопасности движения (СМБД). Этот элемент — часть функций по работе руководителей компании с ее персоналом. При этом, в соответствии с пунктом 4 статьи 25 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и пунктом 15 ПТЭ, повышение квалификации работников железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов, осуществляется за счет средств работодателей. Качество исполнения совокупности функций по работе руководителей компании с ее персоналом определяет производственный климат, культуру и результативность труда в компании, оказывает влияние на качество проявления так называемого человеческого фактора, который способен как улучшать, так и ухудшать деятельность компании.

Существует множество самых разных определений термина «человеческий фактор». Одно из них приводится в Методических указаниях по определению влияния персонала ОАО «РЖД» на отказы в работе технических средств. С учетом небольших уточнений этот термин определяется как «совокупность индивидуальных качеств и свойств человека как звена сложной технологической системы, которые проявляются в конкретных условиях функционирования и оказывают влияние на параметры ее надежности».

В данной статье человеческий фактор — это результат проявлений человеком всех окружающих его внешних условий трудовой деятельности (природного, социально-экономического и техногенного характера) и внутреннего состояния (психического, морального, состояния здоровья), действующих в данное время и в данном месте и предопределяющих позитивное или негативное поведение человека и его поступки.

Применительно к обеспечению любого вида безопасности человеческий фактор — это такой результат проявлений условий его труда и внутреннего состояния, который может заключаться в том, что человек совершает или не совершает ошибочное действие или своим действием предупреждает или ослабляет последствия неблагоприятного события.

Таким образом, поддержание компетентности персонала и готовности выполнения им своих задач, от которых зависит безопасность движения, создает условия для того, чтобы работник находился в состоянии готовности к безошибочной работе.

В целом признание человека, в том числе исполнителя, полноправным и сознательным участником производственного процесса выдвигает на первый план активизацию человеческого фактора в направлении удовлетворения потребности человека в творческой деятельности, получении информации, участии в управлении и т.д.

Железнодорожный транспорт в Российской Федерации в целом — крупнейшая из сложных технологических систем, требующая ответственного исполнительского звена его функционирования с несколькими уровнями оперативного и стратегического управления.

Для Цитирования:
В. М. Рудановский, Поддержание компетентности персонала. Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2020;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: