Ежегодно органами ЗАГС Самарской области регистрируется более 111 тысяч актов гражданского состояния, совершается более 224 тысяч юридически значимых действий, оказывается более 1000 услуг в сфере международной правовой помощи по истребованию документов с территории иностранных государств, проставляется более 1200 апостилей на документах, выданных органами ЗАГС Самарской области. В структуру Управления ЗАГС Самарской области входят 47 территориальных органов ЗАГС, в том числе два Дворца бракосочетания.
В большинстве стран, входящих в состав СНГ, органы ЗАГС имеют собственную централизованную структуру, базирующуюся на общих правовых началах национального Министерства юстиции. К сожалению, в такой системе взаимоотношений минимальна роль цифровизации: единого реестра данных по гражданам обычно не имеется, а оборот данных сводится к передаче ответов на официальные запросы от компетентных органов власти. Такая политика имеет множество как позитивных, так и негативных аспектов: с одной стороны — замедленность работы, ее унификация на уровне общегосударственном, но с другой стороны — большая сохранность предоставляемых персональных данных.
В составной части Союзного государства — Республике Беларусь функционирование органов ЗАГС подчинено более строгим и четким требованиям централизованной системы, возглавляемой специальным управлением ЗАГС и нотариата. Такая конструкция правоотношений предполагает, что вся коммуникация между органами ЗАГС и властями осуществляется не через единую информационную среду, а в старом бюрократическом формате, с использованием печатных документов. Этот формат работы имеет как преимущества, так и явные недостатки. К преимуществам относят: минимизацию вариантов утечки персональных данных физических лиц, большую защищенность граждан. К недостаткам: крайне медленную подготовку необходимых документов для межведомственного информационного взаимодействия.
Избирательный процесс предполагает автоматическое подключение большого количества сопряженных субъектов: избирательных комиссий, муниципалитетов, а также органов ЗАГС. Последние привлекаются на начальных стадиях: при формировании списка (регистра) избирателей. Основываясь на совокупности полученных от ЗАГСа данных, в дальнейшем комплектуются избирательные округа. Дефекты в формировании списка избирателей (отказ от предоставления сведений, предоставление заведомо ложных данных) предполагают привлечение субъекта к административной ответственности по статье 5.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях: виновному лицу могут назначить штраф в размере от 1000 до 5000 тысяч рублей.
Минимальность санкции влечет вероятность (что подтверждается и правоприменительной практикой) повторенного множества нарушений.
При этом, отметим, допущенные правонарушения влияют прямо на легитимность избранных органов власти, их стабильность и эффективность работы.
Органы ЗАГС, руководствуясь требованиями действующего законодательства, обязаны представлять сведения о факте регистрации актов гражданского состояния после поступления соответствующего запроса со стороны органов власти.
При направлении такого документа исполнительная власть обязана учитывать ряд требований: во-первых, необходимо соблюсти письменную форму с подписью уполномоченного субъекта; во-вторых, следует знать территориальные границы предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния; в-третьих, важно учитывать сроки предоставления данных.
Сведения, касающиеся аспектов государственной регистрации актов гражданского состояния, предоставляются соответствующим субъектам (органам власти или физическим лицам) только после направления официального запроса уполномоченного органа власти.
Кроме ЕГР ЗАГС, существующей на федеральном уровне, в субъектах Федерации действуют свои (региональные) информационные системы учета (РИС) записи актов гражданского состояния. Эти РИС модерируются и контролируются органами ЗАГС субъекта Федерации: при необходимости оператор осуществляет обновление программного устройства, разработку средств и методов защиты информации.
С технологической точки зрения информационные системы субъектов Федерации разделяются на две большие группы: первая — собственные IT-разработки регионов; вторая — программное обеспечение, привлекаемое на основе договора аутсорсинга.
Российская Федерация существует в демократическом правовом поле, что предполагает развитую сеть коммуникации с другими странами мира: в случае необходимости любой дееспособный субъект может запросить сведения из органов ЗАГС. Процедура такого запроса регламентируется двумя актами: приказом Министерства юстиции 2007 года (формирует Методические рекомендации по поводу направления такого запроса); приказом Министерства иностранных дел РФ и Министерства юстиции РФ 2017 года. Эти документы указывают на то, что запрос материалов как гражданами России, так и зарубежными гражданами является многоступенчатым процессом, имеющим определенные обязательные этапы и сроки исполнения.
Органы ЗАГС, собирая большой массив самой разнообразной информации, подтверждающей соответствующие юридические факты, обязаны осуществлять прямое правовое взаимодействие с другими органами публичной власти. Последние могут направить в адрес органа ЗАГС официальный запрос или использовать данные в ЕГР ЗАГС.
Порядок направления запроса, базисные положения, регламентирующие формат рассмотрения полученных документов, установлен в Федеральном законе от 15.11.1997 № 143-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об актах гражданского состояния» (статья 13.2). В статье анализируются базовые положения норм права по этому вопросу, а также реализация позиций на практике судами разных уровней. Делается вывод, что существующая система взаимодействия органов ЗАГС и органов власти имеет массу критических недостатков, которые могут быть устранены только путем внесения изменений в законодательство РФ.
Для осуществления юридически значимых действий крайне важно организовать полноценное взаимодействие между органами ЗАГС и нотариатом: на основе информации, получаемой от органов записи актов гражданского состояния, заверяются документы, связанные с наследованием имущества, получением иных преференций, предусмотренных действующим законодательством РФ.
Подобная коммуникация между нотариатом и ЗАГСом до 2018 года преимущественно происходила в бюрократическоофлайновом режиме: для получения данных нотариус направлял официальный запрос с просьбой об уточнении информации, а ЗАГС был обязан ответить на полученное письмо в установленные сроки. Эта конструкция взаимоотношений оценивалась экспертами крайне негативно: если органы ЗАГС не присылали в срок информацию, то риск совершения правонарушений увеличивался в разы (создавалась возможность заверения документов без надлежащей правовой основы, что в дальнейшем приводило к расторжению заключенных договоров купли-продажи недвижимого имущества).
После 2018 года законодательство, регламентирующее функционирование органов ЗАГС, видоизменилось: теперь взаимодействие зиждется на электронной основе. При необходимости нотариус вправе обратиться к Единому государственному реестру ЗАГС.
Сотрудники органов ЗАГС провели беседу с элементами игры с учащимися 9-х и 10-х классов средней школы №10 города Астрахани. Её посвятили как правам, так и обязанностям человека.
В статье рассматривается вопрос о влиянии процесса цифровизации экономики на правовое регулирование дисциплинарной ответственности работников в контексте развития понятия «дисциплинарный проступок» как фактического основания применения данного вида юридической ответственности.
Внесение вступивших в силу с 1 января 2021 г. изменений в главу 49.1 ТК РФ об особенностях регулирования труда дистанционных работников, вызывает объективную потребность разработки предложений по совершенствованию установленных норм с учетом практики их применения.
Целью исследования выступает правовой анализ изменений, внесенных в главу 49.1 ТК РФ «Особенности регулирования труда дистанционных работников». Автор анализирует правовые нормы о локальном регулировании трудовых отношений дистанционных работников, определяет достоинства и недостатки правовых конструкций и предлагает конкретизировать часть 3 статьи 312.9 ТК РФ.