По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Взаимодействие органов ЗАГС с органами публичной власти при организации избирательного процесса в РФ

Избирательный процесс предполагает автоматическое подключение большого количества сопряженных субъектов: избирательных комиссий, муниципалитетов, а также органов ЗАГС. Последние привлекаются на начальных стадиях: при формировании списка (регистра) избирателей. Основываясь на совокупности полученных от ЗАГСа данных, в дальнейшем комплектуются избирательные округа. Дефекты в формировании списка избирателей (отказ от предоставления сведений, предоставление заведомо ложных данных) предполагают привлечение субъекта к административной ответственности по статье 5.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях: виновному лицу могут назначить штраф в размере от 1000 до 5000 тысяч рублей. Минимальность санкции влечет вероятность (что подтверждается и правоприменительной практикой) повторенного множества нарушений. При этом, отметим, допущенные правонарушения влияют прямо на легитимность избранных органов власти, их стабильность и эффективность работы.

Литература:

1. Курячая М.М., Громыко С.В., Измеров А.И., Полякова К.Ю. Опыт реализации новаций и предложения по совершенствованию избирательного законодательства по итогам электоральных кампаний 2020 года (по материалам включенного наблюдения и экспертных интервью). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-realizatsii-novatsiyi-predlozheniya-po-sovershenstvovaniyu-izbiratelnogo-zakonodatelstva-po-itogam-elektoralnyh-kampaniy-2020.

Российская Федерация является демократическим государством с республиканской формой правления. Эта конструкция управления предполагает, что через определенный законодательством срок происходит ротация основных органов власти посредством выборов:

• президента — через 6 лет;

• Государственной думы, большинства руководителей субъектов Федерации, представительных (законодательных) органов власти субъектов Федерации — через 5 лет;

• представительных органов власти местного самоуправления — определяется каждым субъектом Федерации отдельно с учетом региональных особенностей.

Организацией и проведением выборов в РФ занимается Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов Федерации, территориальные и участковые избирательные комиссии.

Начальный этап проведения будущих выборов — это формирование одно- или многомандатных округов (выборы представительных органов власти1) либо создание единого избирательного округа (выборы Президента РФ).

Одно- или многомандатные округа формируются на срок десять лет на основании информации о численности избирателей, зарегистрированных на территории РФ. При этом применяются следующие правила:

• одномандатные округа по числу избирателей должны быть примерно равны: допустимое отклонение от нормы представительства составляет не более чем 10 %, а для труднодоступных районов — не более 30 %;

• для многомандатных округов отклонение числа избирателей от средней нормы вычисляется так: не более 10 % от средней нормы представительства избирателей; в труднодоступных районах — не более 15 %. Данные требования могут не соблюдаться в том случае, если федеральным законом установлена обязанность образовать на территории субъекта Федерации не менее одного избирательного округа;

• при образовании избирательных округов на определенных законом субъекта Федерации территориях компактного проживания коренных малочисленных народов возможно отклонение от средней нормы представительства до 40 %;

Для Цитирования:
Сергей Владимирович Клебышев, Взаимодействие органов ЗАГС с органами публичной власти при организации избирательного процесса в РФ. ЗАГС. 2021;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: