По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Функционирование органов ЗАГС в некоторых республиках СНГ: Армении, Азербайджана, Киргизии

В большинстве стран, входящих в состав СНГ, органы ЗАГС имеют собственную централизованную структуру, базирующуюся на общих правовых началах национального Министерства юстиции. К сожалению, в такой системе взаимоотношений минимальна роль цифровизации: единого реестра данных по гражданам обычно не имеется, а оборот данных сводится к передаче ответов на официальные запросы от компетентных органов власти. Такая политика имеет множество как позитивных, так и негативных аспектов: с одной стороны — замедленность работы, ее унификация на уровне общегосударственном, но с другой стороны — большая сохранность предоставляемых персональных данных.

Органы ЗАГС функционируют в каждой стране СНГ, соблюдая несколько нехитрых правил:

1. Общая координация функционирования таких органов возложена на Министерство юстиции (которое нередко соединяет ЗАГС и нотариат);

2. Местные функционеры отдают предпочтение больше бюрократически-бумажным документам, чем электронным форматам коммуникации.

Определив общие тренды развития национальных законодательств, разберемся с форматом функционирования ЗАГСа в каждом конкретном государстве.

Профильный закон, регламентирующий функционирование органов ЗАГС Республики Армения, содержит следующие позиции:

• под актами гражданского состояния он понимает такие действия граждан или события, которые создают, изменяют или прекращают права и обязанности субъектов, а также характеризуют правовое состояние граждан;

• в обязательном порядке на территории Армении регистрируются акты: рождения, заключения или расторжения брака, усыновления, установления отцовства, перемена имени и смерть. Для совершения указанных действий субъект обязан представить необходимые документы, коими можно подтвердить наличие того или иного юридического факта. Если документы представляются иностранными гражданами и лицами без гражданства, то в этом случае указанные материалы должны подвергаться консульской легализации, быть переведены на армянский язык;

• юридически органы ЗАГС функционируют на основе требований, формируемых Министерством юстиции РА;

• запись актов гражданского состояния предполагает использование только государственного языка республики — армянского;

• запись осуществляется в двух идентичных экземплярах, каждая из них прочитывается заявителем, подписывается им в обязательном порядке. Вторую подпись ставит работник органа ЗАГС, третью — руководитель. Все эти подписи и документ обязательно скрепляются печатью. Первые экземпляры записей собираются в специальную книгу государственной регистрации актов;

• на основании записи субъекту выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния. Данное свидетельство является документом строгой отчетности, имеет свою серию и номер. При необходимости (например, в случае утери документа) возможно предоставление копии (дубликата) свидетельства о регистрации акта гражданского состояния в течение одного дня после обращения1. В отношении записей, которые признаны недействительными или официально аннулированы, дубликаты свидетельств не выдаются;

Для Цитирования:
Игорь Кириллович Сенчик, Функционирование органов ЗАГС в некоторых республиках СНГ: Армении, Азербайджана, Киргизии. ЗАГС. 2021;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала