Работа органов ЗАГС на международном уровне (в случае поступления соответствующего запроса со стороны государства или иного аналогичного субъекта) связана с многочисленными правовыми сложностями и проблемами.
Основными регламентирующими документами в этом плане считаются: Приказ Минюста России от 24.12.2007 № 249 «Об утверждении Методических рекомендаций об организации работы по исполнению международных обязательств РФ в сфере правовой помощи».
Приказ МИД России № 10489, Минюста России от 29.06.2012 № 124 (ред. от 01.06.2017) «Об утверждении Административного регламента Министерства иностранных дел Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по истребованию личных документов».
Рассмотрим указанные акты в логической последовательности.
1. При получении обращения с территории иностранных государств информация1 предоставляется Центральным аппаратом2, управлениями Министерства юстиции по федеральным округам и органам исполнительной власти субъекта Федерации3
2. Если международными договорами между РФ и другими государствами предусмотрена возможность сношения с иными органами (кроме центральных органов юстиции), то органы ЗАГС обязуются взаимодействовать напрямую. Если, конечно, и такие зарубежные структуры наделены соответствующим правом.
3. Право на обращение об истребовании документов, свидетельствующих о регистрации актов гражданского состояния на территории иностранного государства, принадлежит следующим субъектам в РФ:
• лицам, в отношении которых была составлена данная запись акта гражданского состояния;
• лицам — родственникам умершего или иного заинтересованного лица;
• родителям или лицам, которые их заменяют (а также в этот перечень входит представитель органа опеки и попечительства);
• иным субъекты при предъявлении официально оформленной доверенности от правомочного лица (данная доверенность должна быть нотариально удостоверена).