В Республике Беларусь на 1 января 2021 года успешно функционируют 147 отделов ЗАГСа районных и городских исполнительных комитетов и местных администраций, более тысячи городских, поселковых, сельских исполкомов, 7 архивов органов ЗАГС главных управлений юстиции облисполкомов и Минского горисполкома: за 2020 года эти структуры зарегистрировали более 300 тысяч актов гражданского состояния, выдав 890 тысяч документов о регистрации таких актов.
Перечень основных административных процедур, осуществляемых органами ЗАГС, прямо коррелирует с имеющейся нормативной правовой базой:
• Кодекс Республики Беларусь о браке и семье. В статье 35.1 указано, что рождение, заключение брака, усыновление, установление материнства или отцовства, перемена Ф. И. О., смерть, а также расторжение брака подлежат обязательной регистрации.
• Указ Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» (определяет перечень обязательных действий, производимых Дворцом гражданских обрядов: регистрация брака, выдача повторного свидетельства о регистрации брака, внесение изменений, дополнений или корректировок в записи актов гражданского состояния, аннулирование записей, выдача справок и т. д.1);
• налоговое законодательство (при заключении брака с субъекта взыскивается государственная пошлина в размере 29 рублей; аналогичная стоимость определена при выдаче повторного свидетельства о регистрации заключения брака).
Органы ЗАГС Республики Беларусь осуществляют порядка 20 задач. Не повторяя общеизвестные, обратим внимание на те позиции, которые представляют очевидный интерес при изучении тактики и стратегии деятельности:
1. При наличии решения суда обязаны восстановить или аннулировать запись актов гражданского состояния.
2. В рамках взаимодействия с другими органами власти (суд, прокуратура, правоохранительные органы, нотариусы) обязаны выдавать копии записей актов гражданского состояния.