В работе проводится анализ особенностей процедуры государственной аккредитационной экспертизы образовательной деятельности. Осуществлен краткий обзор зарубежного опыта оценки качества результатов и эффективности деятельности образовательных организаций. Автором раскрыта сущность понятия «профессионально-общественная аккредитация» с учетом практики российских образовательных организаций, при которой наибольшее распространение получила внешняя оценка качества высшего образования и основными инструментами которой выступают стандартизация, а также процедуры лицензирования и аккредитации, подразумевающие комплексное оценивание вузов и отдельных направлений подготовки, включающие и основывающиеся на проведении внутренней проверки — самообследования.
Дается анализ процедуры проверки остаточных знаний студентов при проведении двух последних аккредитационных экспертиз Сибирской государственной геодезической академии. Обращается внимание на изменение методического подхода при выборе дисциплин для компьютерного тестирования при процедуре государственной аккредитации в пользу оценивания компетенций. Даются рекомендации по подготовке кафедр вуза к процедуре проверки качества знаний студентов при государственной аккредитации.
В настоящее время много вопросов уделяется проблемам, связанным с аккредитацией вузов. Они действительно многообразны. Проблемы касаются разных сфер деятельности вузов: образовательной, научной, финансовой и др. Однако часто «в тени» остается проблема соблюдения прав студентов. А ведь в результате закрытия часто «неугодных» соответствующим структурам направлений подготовки нарушает конституционные права студентов на получение образования, на их свободу выбора и др.
Обосновывается юридическая несостоятельность аккредитационных процедур для оценки эффективности деятельности российских вузов. Автор анализирует действия Министерства образования и науки России с двух позиций: несоответствия нормативных актов об аккредитации положениям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и негативных последствий применения этих показателей для социально-экономического развития страны.
Автором исследована нормативно-правовая база системы образования, результатом являются выводы, что многие задачи, которые ставятся перед системой высшего образования, носят декларативный характер, ибо формулируются в контексте «Так должно быть», а как это достичь, отдается на откуп образовательным учреждениям, что влечет множество сопряженных с этим проблем, которые требуют разрешения. В этой связи в статье предлагаются пути их решения на уровне вузов.
В работе рассмотрены понятия «консалтинг» и «консалтинговые услуги», «виды консалтинговых услуг, оказываемые в высшем учебном заведении». Особое внимание автор уделяет признакам и видам консалтинговой деятельности. Исследованы особенности правового консалтинга, управленческого консалтинга, педагогического консалтинга, психологического консалтинга в высшем учебном заведении.
В статье рассматривается вопрос продления срока действия трудового договора сотруднику, исполняющему обязанности заведующего кафедрой, до проведения выборов. При этом отмечается, что договор с ним заключен как с внешним совместителем и является срочным.
Псковский областной суд признал правомерным привлечение работодателя к административной ответственности по ст. 5.27.1 КоАП, причиной для которого послужил в том числе допуск к работе бухгалтеров без прохождения ими предварительного медосмотра.
IV Восточный экономический форум проходил во Владивостоке 11–13 сентября 2018 г. Основная тема Форума — «Дальний Восток: расширяя границы возможностей».