В статье 43 Конституции РФ записано, что каждый гражданин РФ имеет право на образование. В соответствии с этим положением в России создана сеть государственных вузов, разрабатываются федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживаются различные формы образования и самообразования.
Одной из таких форм образования является его получение в государственных вузах. Именно государство создает и регулирует деятельность государственных вузов и финансирует их деятельность для того, чтобы реализовать право россиян на получение высшего образования, а также решить задачу подготовки профессионалов для отечественных вузов.
Однако в данном случае возникает ряд проблем с получением высшего образования в государственных вузах гражданами РФ. И часто это связано с различными нормативными актами, затрагивающими интересы граждан РФ. В первую очередь, это относится к проведению аккредитации государственных вузов. Сама идея такой аккредитации правильная: необходимо «мониторить» образовательную деятельность государственных вузов, своевременно реагировать на выявленные проблемы и обеспечивать их быстрое решение, чтобы обеспечить для студентов необходимый уровень их подготовки. Однако реализация этой идеи проходит не всегда «гладко».
Так, например, изучение результатов аккредитации отечественных вузов показывает, что во многих из них закрываются некоторые направления подготовки, например, «Менеджмент» и «Экономика». Правильно ли это. Ведь при закрытии направления подготовки студенты, обучающиеся на нем, должны быть переведены в другие вузы.
Во-первых, причиной этого, как правило, являются не сами студенты.
Например, в период аккредитации по направлению подготовки «Менеджмент» установлено, что в данный момент доля педагогического состава (в приведенных к целостным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы бакалавриата (имеющих стаж в данной профессиональной области не менее 3 лет) в общем числе работников, реализующих программу бакалавриата, составляет не 10%, как определено в ФГОС, а 9,9%. В данном случае виноват руководитель соответствующего структурного подразделения, который по каким-то причинам не обеспечил нужный уровень данного показателя.