Долгое время система образования рассматривалась как самостоятельная, ее роль была призвана не только удовлетворению потребностей рынка труда, но и потребности индивида [5, 12, 13, 14]. Серьезной проблемой в системе образования является вопрос о сбалансированности рынка труда [1, 2, 3]. В настоящее время в Федеральном законе «Об образовании в РФ» от 2012 г. [9] многие задачи декларативны, ибо формулируются в контексте «Так должно быть», а как это достичь, отдается на откуп образовательным учреждениям.
Каждое поколение Федеральных государственных образовательных стандартов становится все более рамочным, большой выбор самостоятельности в формировании основных постулатов образовательного процесса также отдается образовательным организациям, и вместе с тем ответственность за всю самостоятельность также возлагается на само образовательное учреждение.
Реализация ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» осуществляется через реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов (см. рис. 1).
В ст. 3 ФЗ «Об образовании в РФ» вводятся категории Федерального государственного образовательного стандарта и образовательного стандарта. Так, под федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) понимаются обязательные требования к образованию определенного уровня, утвержденные федеральными органами исполнительной власти, осуществляющие государственную политику и нормативно-правовое регулирование в образовательной сфере. Под образовательным стандартом (ОС) понимаются обязательные требования к высшему образованию, утвержденные такими университетами, как Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, федеральные университеты, национальные исследовательские университеты. Очевидно, что образовательные стандарты могут разрабатывать все федеральные университеты и национальные исследовательские университеты, при этом статус национального исследовательского университета необходимо подтверждать.