По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.1

Проблемы учреждений высшего образования в условиях перехода на систему профессиональных стандартов и пути их решения

Е.В. Ширинкина канд. экон. наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента и бизнеса, Сургутский государственный университет

Автором исследована нормативно-правовая база системы образования, результатом являются выводы, что многие задачи, которые ставятся перед системой высшего образования, носят декларативный характер, ибо формулируются в контексте «Так должно быть», а как это достичь, отдается на откуп образовательным учреждениям, что влечет множество сопряженных с этим проблем, которые требуют разрешения. В этой связи в статье предлагаются пути их решения на уровне вузов.

Литература:

1. Абакумова И.В., Антонова Е.К., Байгулов Р.М., Беляева С.В. и др. Научные исследования в сфере социально-экономических и гуманитарных наук: междисциплинарный подход и конвергенция знаний. Самара: ООО «Офорт», 2016.

2. Абашева О.Ю., Бабина Е.Н., Бондаренко Г.В. и др. Управление процессом формирования человеческого капитала в условиях реформирования системы квалификаций профессий и высшего образования. Самара: ООО «Офорт», 2018.

3. Байгулов Р.М., Беляева С.В., Голубева Г.Ф. и др. Результаты социально-экономических и междисциплинарных научных исследований XXI века. / Под редакцией Р.М. Байгулова, О.А. Подкопаева. Самара: ООО «Офорт», 2016.

4. Кельчевская Н.Р., Ширинкина Е.В. Интеграция образовательных и профессиональных стандартов в условиях реформирования: проблемы и пути решения // Университетское управление: практика и анализ. — 2018. — Т. 22. — № 1 (113).

5. Кельчевская Н.Р., Черненко И.М., Ширинкина Е.В. Формирование и развитие научно-педагогических кадров в организациях высшего образования РФ // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2018. Т. 13. № 1.

6. Котлобовский И.Б., Караваева Е.В., Телешова И.Г. Мониторинг эффективности внедрения ФГОС: задачи и критерии // Высшее образование в России, 2012. — № 8–9.

7. Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов (утв. Минобрнауки России 22.01.2015 № ДЛ-2/05вн) [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_175196//.

8. Садовничий В. Образование относится к числу безусловных приоритетов РАН. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ras.ru/news.

9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». — М.: Издательство «Омега-Л», 2013.

10. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// fgosvo.ru/.

11. Ширинкина Е.В. Интеграция образовательных и профессиональных стандартов в парадигме реформирования // Юрист вуза. — 2018. — № 7.

12. Ширинкина Е.В. Мониторинг реформирования высшего образования в России // В сборнике: Российские регионы в фокусе перемен Сборник докладов XI Международной конференции. — В 2-х т. — 2017.

13. Ширинкина Е.В. Повышение конкурентоспособности выпускников вузов как носителей человеческого капитала в экономике знаний // Экономика образования. — 2018. — № 4 (107).

14. Ширинкина Е.В. Факторы эффективности при построении модели инвестиций в человеческий капитал работников высшего образования // Вестник Сургутского государственного университета. — 2018. — №1 (19).

Долгое время система образования рассматривалась как самостоятельная, ее роль была призвана не только удовлетворению потребностей рынка труда, но и потребности индивида [5, 12, 13, 14]. Серьезной проблемой в системе образования является вопрос о сбалансированности рынка труда [1, 2, 3]. В настоящее время в Федеральном законе «Об образовании в РФ» от 2012 г. [9] многие задачи декларативны, ибо формулируются в контексте «Так должно быть», а как это достичь, отдается на откуп образовательным учреждениям.

Каждое поколение Федеральных государственных образовательных стандартов становится все более рамочным, большой выбор самостоятельности в формировании основных постулатов образовательного процесса также отдается образовательным организациям, и вместе с тем ответственность за всю самостоятельность также возлагается на само образовательное учреждение.

Реализация ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» осуществляется через реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов (см. рис. 1).

В ст. 3 ФЗ «Об образовании в РФ» вводятся категории Федерального государственного образовательного стандарта и образовательного стандарта. Так, под федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) понимаются обязательные требования к образованию определенного уровня, утвержденные федеральными органами исполнительной власти, осуществляющие государственную политику и нормативно-правовое регулирование в образовательной сфере. Под образовательным стандартом (ОС) понимаются обязательные требования к высшему образованию, утвержденные такими университетами, как Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, федеральные университеты, национальные исследовательские университеты. Очевидно, что образовательные стандарты могут разрабатывать все федеральные университеты и национальные исследовательские университеты, при этом статус национального исследовательского университета необходимо подтверждать.

Для Цитирования:
Е.В. Ширинкина, Проблемы учреждений высшего образования в условиях перехода на систему профессиональных стандартов и пути их решения. Юрист ВУЗа. 2018;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: