По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.244.2

Проверка качества знаний студентов при государственной аккредитации

В.И. Обиденко канд. техн. наук, проректор по учебной и воспитательной работе, Сибирский государственный университет геосистем и технологий, г. Новосибирск
В.А. Ащеулов канд. техн. наук, доцент кафедры физической геодезии и дистанционного зондирования, Сибирский государственный университет геосистем и технологий, г. Новосибирск
С.М. Горбенко канд. техн. наук, зав. кафедрой информатики Технического лицея СГУГиТ, Сибирский государственный университет геосистем и технологий, г. Новосибирск

Дается анализ процедуры проверки остаточных знаний студентов при проведении двух последних аккредитационных экспертиз Сибирской государственной геодезической академии. Обращается внимание на изменение методического подхода при выборе дисциплин для компьютерного тестирования при процедуре государственной аккредитации в пользу оценивания компетенций. Даются рекомендации по подготовке кафедр вуза к процедуре проверки качества знаний студентов при государственной аккредитации.

Литература:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Интернет-тестирование в сфере образования. НИИ мониторинга качества образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://i-exam.ru.

3. Бугаков П. Ю. Выбор программного обеспечения для проведения тестирования знаний студентов // Актуальные вопросы образования. Современные тенденции формирования образовательной среды технологического университета. Междунар. науч.-метод. конф.: сб. материалов (Новосибирск, 3–7 февраля 2014 г.). — Новосибирск: СГГА, 2014.

4. Кацко С. Ю., Кокорина И. П. Использование инструмента «Тест — конструктор» в составе интернет-тренажеров i-exam.ru для разработки тестов по дисциплинам профессионального цикла // Актуальные вопросы образования. Ведущая роль современного университета в технологической и кадровой модернизации российской экономики. Междунар. науч.-метод. конф.: сб. материалов (Новосибирск, 16–20 февраля 2015 г.). — Новосибирск: СГУГиТ, 2015.

5. Модуль «Тест-конструктор» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://iexam.ru/node/260.

6. Ганагина И.Г. Фонды оценочных средств — неотъемлемая часть нормативно — методического обеспечения системы оценки качества освоения ООП // Актуальные вопросы образования. Современные тенденции формирования образовательной среды технологического университета. Междунар. науч.-метод. конф.: сб. материалов (Новосибирск, 3–7 февраля 2014 г.). — Новосибирск: СГГА, 2014.

7. Горбенко С.М. Фонд оценочных средств как инструмент оценки качества подготовки специалистов // Актуальные вопросы образования. Ведущая роль современного университета в технологической и кадровой модернизации российской экономики. Междунар. науч.-метод. конф.: сб. материалов (Новосибирск, 16–20 февраля 2015 г.). — Новосибирск: СГУГиТ, 2015.

8. Внедрение системы Moodle в учебный процесс СГУГиТ / С.В. Середович, Т.Ю. Бугакова, Е.М. Редикарцева, Я.Г. Пошивайло, С.Ю. Кацко, Р.А. Корякин, Д.А. Щербаков // Актуальные вопросы образования. Современные тенденции повышения качества непрерывного образования. Междунар. науч.-метод. конф.: сб. материалов (Новосибирск, 1–5 февраля 2016 г.). — Новосибирск: СГУГиТ, 2016.

В соответствии со статьей 92 Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предметом аккредитационной экспертизы является определение соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в образовательной организации по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам Федеральным государственным образовательным стандартам, в качестве которых на сегодняшний день принимается ФГОС ВО [1].

Отметим, что в данной работе не затрагиваются вопросы итоговой государственной аттестации, оценка качества которой производится в форме камеральной проверки.

Способы проверки качества подготовки обучающихся во время проведения аккредитационной экспертизы в последние годы постоянно видоизменяются. Если при аккредитационной экспертизе СГГА в 2007 г. неделе непосредственной работы аккредитационной комиссии Рособрнадзора предшествовала неделя компьютерного тестирования студентов на предмет определения остаточных знаний по уже пройденным дисциплинам по тестам ФГУ «Росаккредагентство» (г. Йошкар-Ола) под контролем специально назначаемого эксперта, то уже в 2013 г. при проведении очередной аккредитационной экспертизы СГГА проверка качества остаточных знаний наших студентов производилась непосредственно во время работы выездной комиссии под контролем эксперта — члена комиссии по проверяемой УГС.

И в том и в другом случае проверялись остаточные знания студентов по пяти дисциплинам, выбираемых из блоков ГСЭ ВПО (гуманитарно-социально-экономические дисциплины), ЕН ВПО (естественно-научные дисциплины) и ОПД ВПО (общепрофессиональные дисциплины). Названия тестируемых дисциплин выбирались специалистом Росаккредагентства и становились известными только в день тестирования. Задания к тестам выбирались специальной компьютерной программой методом случайной выборки, результаты тестирования по каналам Интернета передавались в Центр тестирования (г. Йошкар-Ола) и сообщались в первую очередь соответствующим экспертам — членам аккредитационной комиссии. В число тестируемых дисциплин включались только дисциплины федеральной компоненты ГОС ВПО. Тестированием были охвачены все студенты списочного состава групп проверяемого направления подготовки или проверяемой специальности. Неявка на тестирование могла быть только по уважительной причине, подтвержденной оправдательным документом или объяснительной. Доля студентов, освоивших дисциплины федеральной компоненты ГОС ВПО, для каждой укрупненной группы направлений подготовки или специальностей должна была быть не менее 60%.

Для Цитирования:
В.И. Обиденко, В.А. Ащеулов, С.М. Горбенко, Проверка качества знаний студентов при государственной аккредитации. Юрист ВУЗа. 2018;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: