По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.14

Аккредитация как система оценки качества образовательной деятельности

С.Ю. Евдокимов доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление», канд. экон. наук, ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», филиал в г. Красногорске

В работе проводится анализ особенностей процедуры государственной аккредитационной экспертизы образовательной деятельности. Осуществлен краткий обзор зарубежного опыта оценки качества результатов и эффективности деятельности образовательных организаций. Автором раскрыта сущность понятия «профессионально-общественная аккредитация» с учетом практики российских образовательных организаций, при которой наибольшее распространение получила внешняя оценка качества высшего образования и основными инструментами которой выступают стандартизация, а также процедуры лицензирования и аккредитации, подразумевающие комплексное оценивание вузов и отдельных направлений подготовки, включающие и основывающиеся на проведении внутренней проверки — самообследования.

Литература:

1. Мотова Г.Н. Ассоциация классических университетов России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.acur.msu.ru.

2. Богоудинова Р.З., Образование в контексте социокультурной модернизации современного общества / Управление устойчивым развитием. — 2016.

3. Шестакова М.В. Зарубежные модели оценки качества высшего образования // Экология человека. — 2008. — № 11.

4. Богоудинова Р.З., Марданов Д.Р., Оценочные средства контроля качества формирования компетенций / Образование. Наука. Научные кадры. — 2015.

5. Бакуменко Г.А., Курдюмова М.С. Системы гарантии качества в высшем образовании: студенто-центрированный подход / Внедрение европейских стандартов и рекомендаций в системы гарантии качества образования, 2013 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://expertnica.ru/index.php?option=com_wrapper& view=wrapper&Itemid=216.

6. Маслова Л.Д., Гаффорова Е.Б. О системах оценки качества высшего образования [Электронный ресурс] // Педагогические науки. — 2012. — № 8 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://research-journal.org/pedagogy/osistemax-ocenki-kachestva-vysshego-ob/.

7. Борисова И.И., Буянова Л.Е. Общественно-профессиональная аккредитация как инструмент оценки деятельности вуза / Развитие современного образования: теория, методика и практика: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 мая 2016 г.) / ред кол.: О.Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (7).

8. Назарова С.И. Тенденции развития европейского образования: структура, стандарты, оценка качества // Современные научные исследования и инновации. 2014. — № 9. — Ч. 2 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://web. snauka.ru/issues/2014/09/38434.

9. Внедрение европейских стандартов и рекомендаций для систем гарантии качества образования: сборник материалов III Ежегодной всероссийской научно– практической конференции экспертов, привлекаемых к работе в экспертных комиссиях по лицензированию и государственной аккредитации образовательных учреждений / Под общей редакцией проф. В.Г. Наводнова: в 2 ч. — Москва: Национальное аккредитационное агентство в сфере образования, 2008. — Ч. 2.

10. Анисимов Е.Я. Основные направления использования общественного мнения в подготовке офицерских кадров. Наука. Инновации. Технологии. — 2007. — № 49.

Создание системы гарантии качества высшего образования по общеевропейской модели, в которой отсутствует единая система оценки качества деятельности образовательных организаций и каждое государство имеет свои методы, процедуры проведения аккредитации и обеспечения оценки качества высшего образования для создания единого европейского пространства высшего образования с сентября 2003 г. является приоритетным направлением развития отечественной системы образования.

Общеевропейская модель характеризуется следующими чертами:

• аккредитацией занимается компетентный орган или организация;

• процедура аккредитации определяет наличие специального стандарта для дисциплины, образовательной программы или образовательной организации;

• стандарты обозначают минимальные или максимальные требования;

• стандарты используются образовательными организациями в качестве бенчмаркинга;

• решение по аккредитации принимается на основе качественных показателей.

Именно эти характеристики и являются приоритетами Болонского процесса, возлагающего ответственность за качество на высшее учебное заведение, что и должно стать основой системы гарантии качества на национальном уровне [5]. Такие элементы этой системы, как:

• студенты и преподаватели;

• ресурсы учебного процесса;

• квалификация (и ее повышение) преподавателей;

• научная деятельность в вузах;

• менеджмент и совершенствование инфраструктуры управления образовательным учреждением... имеют огромное влияние на качество учебного процесса, его результата и формируют внутреннюю гарантию (самогарантию) качества в вузах.

На сегодняшний момент основными факторами, сдерживающими развитие систем гарантии качества (как внутривузовских, так и внешних), являются:

• ограниченность ресурсов образовательных организаций;

• недостаточность у них автономии при выборе и реализации определенного подхода, равно как и при выборе внешнего оценивающего органа — аккредитационного агентства.

Для Цитирования:
С.Ю. Евдокимов, Аккредитация как система оценки качества образовательной деятельности. Юрист ВУЗа. 2018;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: