Создание системы гарантии качества высшего образования по общеевропейской модели, в которой отсутствует единая система оценки качества деятельности образовательных организаций и каждое государство имеет свои методы, процедуры проведения аккредитации и обеспечения оценки качества высшего образования для создания единого европейского пространства высшего образования с сентября 2003 г. является приоритетным направлением развития отечественной системы образования.
Общеевропейская модель характеризуется следующими чертами:
• аккредитацией занимается компетентный орган или организация;
• процедура аккредитации определяет наличие специального стандарта для дисциплины, образовательной программы или образовательной организации;
• стандарты обозначают минимальные или максимальные требования;
• стандарты используются образовательными организациями в качестве бенчмаркинга;
• решение по аккредитации принимается на основе качественных показателей.
Именно эти характеристики и являются приоритетами Болонского процесса, возлагающего ответственность за качество на высшее учебное заведение, что и должно стать основой системы гарантии качества на национальном уровне [5]. Такие элементы этой системы, как:
• студенты и преподаватели;
• ресурсы учебного процесса;
• квалификация (и ее повышение) преподавателей;
• научная деятельность в вузах;
• менеджмент и совершенствование инфраструктуры управления образовательным учреждением... имеют огромное влияние на качество учебного процесса, его результата и формируют внутреннюю гарантию (самогарантию) качества в вузах.
На сегодняшний момент основными факторами, сдерживающими развитие систем гарантии качества (как внутривузовских, так и внешних), являются:
• ограниченность ресурсов образовательных организаций;
• недостаточность у них автономии при выборе и реализации определенного подхода, равно как и при выборе внешнего оценивающего органа — аккредитационного агентства.