По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.12

Почему российскому вузу некогда образовывать студента?

Г.Б. Морозов канд. экон. наук, профессор кафедры экономики и технологии, Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург

Обосновывается юридическая несостоятельность аккредитационных процедур для оценки эффективности деятельности российских вузов. Автор анализирует действия Министерства образования и науки России с двух позиций: несоответствия нормативных актов об аккредитации положениям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и негативных последствий применения этих показателей для социально-экономического развития страны.

Современное положение дел в науке и образовании России свидетельствует о том, что эффективность работы вузов оценивается по показателям, не соответствующим целям, которые учреждения высшего профессионального образования должны реализовывать в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ об образовании)1 . Большинство этих показателей указывают на то, что преподаватели каждого вуза обязаны заниматься научно-исследовательской работой. В соответствии с аккредитационными показателями российские вузы делят на эффективные и неэффективные. В то же время ФЗ об образовании не обязывает преподавателей вузов заниматься этой деятельностью: по закону она не должна (императивная норма) осуществляться, а лишь может (диспозитивная норма) входить в трудовую функцию педагога. Потому он не обязан, как того требуют аккредитационные акты, включать научную деятельность в индивидуальный план работы.

Налицо противоречие, вызванное несоответствием ряда подзаконных нормативных правовых актов (далее — НПА) нормам ФЗ об образовании, поскольку Министерство образования и науки России формально ввело научно-исследовательскую деятельность вузов в число обязательных условий их функционирования.

По объективным данным, состояние науки и образования сегодня плачевно. Выступая на заседании Совета по науке и образованию, Президент РФ В.В. Путин подчеркнул: России нужна сильная, конкурентоспособная наука, которая может задавать новые направления научной мысли, обеспечивать технологическую независимость и суверенитет страны, работать на повышение качества жизни людей2 .

Но в результате реформирования РАН и отраслевых научных учреждений наука может перестать выполнять возложенные на нее функции.

Во-первых, отсутствует внятная государственная стратегия развития научно-технической сферы, нет расстановки приоритетов государственного значения (не выделены отрасли и направления, с учетом которых на десятилетия вперед выстраивалась бы последовательная политика государства по развитию научной отрасли с учетом инфраструктурных потребностей).

Для Цитирования:
Г.Б. Морозов, Почему российскому вузу некогда образовывать студента?. Юрист ВУЗа. 2018;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: