Современное положение дел в науке и образовании России свидетельствует о том, что эффективность работы вузов оценивается по показателям, не соответствующим целям, которые учреждения высшего профессионального образования должны реализовывать в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ об образовании)1 . Большинство этих показателей указывают на то, что преподаватели каждого вуза обязаны заниматься научно-исследовательской работой. В соответствии с аккредитационными показателями российские вузы делят на эффективные и неэффективные. В то же время ФЗ об образовании не обязывает преподавателей вузов заниматься этой деятельностью: по закону она не должна (императивная норма) осуществляться, а лишь может (диспозитивная норма) входить в трудовую функцию педагога. Потому он не обязан, как того требуют аккредитационные акты, включать научную деятельность в индивидуальный план работы.
Налицо противоречие, вызванное несоответствием ряда подзаконных нормативных правовых актов (далее — НПА) нормам ФЗ об образовании, поскольку Министерство образования и науки России формально ввело научно-исследовательскую деятельность вузов в число обязательных условий их функционирования.
По объективным данным, состояние науки и образования сегодня плачевно. Выступая на заседании Совета по науке и образованию, Президент РФ В.В. Путин подчеркнул: России нужна сильная, конкурентоспособная наука, которая может задавать новые направления научной мысли, обеспечивать технологическую независимость и суверенитет страны, работать на повышение качества жизни людей2 .
Но в результате реформирования РАН и отраслевых научных учреждений наука может перестать выполнять возложенные на нее функции.
Во-первых, отсутствует внятная государственная стратегия развития научно-технической сферы, нет расстановки приоритетов государственного значения (не выделены отрасли и направления, с учетом которых на десятилетия вперед выстраивалась бы последовательная политика государства по развитию научной отрасли с учетом инфраструктурных потребностей).