В статье рассматриваются особенности феноменов самопознания и самопрезентации в мемуарных памятниках творческих личностей. На примере русского культурного наследия первой половины XIX в. анализируются феномен эго-литературы и жанры, его представляющие: дневники, записки, автобиографии, воспоминания и пр. Дается обзор факторов, способствовавших формированию специфического подхода литераторов, драматургов, художников, музыкантов, артистов к созданию мемуаров. Обращается внимание на отношение творческой личности к будущности своего мемуарного текста. Оговаривается, что внимание это может быть как осознанным, так и подсознательным, связанным с особенностями авторского психотипа и теми задачами, которые решает создатель мемуаров. Для выделения показательных черт эго-литературы используется понятие autofiction (фр., буквально — «самовымысел», «самосочинение»), относимое к явлениям, возникающим на грани документалистики и художественной прозы. Категория autofiction появилась в научном обиходе сравнительно недавно, но получает все более активную разработку в трудах исследователей. Автор полагает, что именно литература autofiction является наиболее приемлемой для творческой личности разновидностью мемуарных текстов, позволяющей, с одной стороны, удержаться в рамках документальной оправданности, с другой — в полной мере проявить специфику творческой индивидуальности, склонной к фантазийности и отличающейся повышенным эгоцентризмом. Обзор особенностей жанровых разновидностей литературы autofiction позволяет уточнить степень заинтересованности писателей и художников в каждой из них. Специальное внимание уделяется русским музыкантам как авторам литературы autofiction, анализируются причины определенного отставания музыкальной составляющей в общем массиве отечественной эго-литературы.