* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23–28–01839, https://rscf.ru/project/23-28-01839/; Русская христианская гуманитарная академия имени Ф.М. Достоевского.
Статья поступила 23.09.2024.
Самопознание и самопрезентация — феномены сложные, многозначные. В случаях, когда они связаны с творческой личностью, взвешенный научный подход к ним особенно затруднителен. Причина тому — органическая связь с творческим процессом, провоцирующая ускользание при попытке описания, так как при первичном подходе оказывается необходимым обращаться к столь мало открытому для изучения явлению, как психология творца [1].
Конечно, пытаясь раскрыть механизмы самопознания и самопрезентации творческой личности, можно обратиться к созданным ею произведениям, в которых неизбежно отражаются особенности работы художника (в широком смысле слова) с собой и над собой. Но все же опираться на этот материал — дело непродуктивное. Казалось бы, открывая в своей целостности картину общих результатов развития автора, его произведения должны были бы, как отмечали зарубежные исследователи, давать основания судить о внутреннем мире своего творца [2; 3]. Но сочинения, написанные неповторимым языком конкретного вида искусства (живописи, скульптуры, музыки и пр.), оказываются в этом случае «чересчур» специфичны. Самопознание и самопрезентация, преломленные сквозь призму законов художественного творчества, остаются зависимы от специфики избранного автором вида искусства, жанра, средств, которыми он владел; задач, которые решал; целей, которые преследовал. Обретая, таким образом, зависимость от каждого конкретного случая, феномены самопознания и самопрезентации, проявляющиеся в художественном произведении, начинают требовать к себе подхода, адекватного прежде всего данному опусу, не позволяя взойти от частного к общему.
Пожалуй, с этой точки зрения единственным продуктом авторского волеизъявления, дающим материал для изучения проблемы, является эго-литература, собирающая в типологически единую общность дневники, эпистолярий, записки, автобиографии, мемуары и привлекающая к себе в силу своей подчеркнуто интровертной природы интерес творческих личностей, всегда и неизменно ориентирующихся на собственное Ego...