По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 342.384.9; 342.415 DOI:10.33920/nik-01-2411-08

Упоминание Бога в Конституции России: последствия и реакция в юридическом сообществе

Понкин Игорь Владиславович ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Россия, 119571, г. Москва, просп. Вернадского, д. 82, стр. 1, Е-mail: i@lenta.ru, ORCID: 0000-0003-4438-6649

В основе этого исследования лежат тезисы выступления на российско-немецком семинаре «Христианство и политика: светскость и упоминание Бога в Конституции» (05.03.2021).

Статья поступила 15.03.2024.

Тема светскости государства и светского государства — очень и очень емкая в смысле дискуссионности, содержит множество не обсужденных, не проясненных и не объясненных вопросов, число коих с течением времени только увеличивается. К числу таких вопросов относится вопрос о мере возможного и приемлемого в отражении в тексте конституции светского государства элементов конституционного дизайна и конституционной идентичности, связанных с той или иной религиозной традицией, с тем или иным ценностным религиозным базисом.

В июле 2020 г. Конституция Российской Федерации1 была дополнена новой статьей 67.1, часть 2 которой содержит упоминание Бога: «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство».

Это нововведение для современной России, вполне нормально (во всяком случае) воспринимаемое в немалом числе государств за рубежом, вызвало в нашей стране дискуссии и неоднозначную реакцию.

За рубежом такого рода нормы (упоминания Бога или вообще отражение идентичности) в конституциях не есть что-то из ряда вон выходящее.

Преамбула Конституции Ирландии от 01.07.1937 (с послед. изменениями)2: «Во Имя Пресвятой Троицы, от Которой вся власть и ради Которой как последней надежды должны предприниматься все действия как людей, так и государств, Мы, народ Эйре, смиренно признавая все наши обязательства перед Иисусом Христом, нашим Господом Богом, Который поддерживал наших отцов через столетия испытаний...» В Преамбуле Конституции Польши от 02.04.19973 есть слова: «с чувством ответственности перед Богом». Преамбула Конституции (Основного закона) Венгрии от 25.04.20114 содержит формулировку: «Мы гордимся тем, что наш король Святой Стефан тысячу лет назад заложил венгерское государство на прочное основание. Наша страна часть христианской Европы». Так, часть 1 статьи 3 Конституции Греции от 1975 г. (ред. от 2019 г.)5 гласит: «Господствующей в Греции религией является религия Восточно-Православной Церкви Христовой. Греческая Православная Церковь, признающая своим главой Господа нашего Иисуса Христа, догматически единая с Великой Константинопольской Церковью и со всеми другими Православными Церквями Христовыми, соблюдает священные традиции и каноны...» Преамбула Основного закона Федеративной Республики Германии от 23.05.19496 начинается с высказывания: «Осознавая свою ответственность перед Богом и людьми...» В этих примерах, общий перечень которых ими далеко не исчерпывается, или выражено закрепление фреймирования (ограничения рамками) конституционного дизайна государства религиозными (религиозно-ассоциированными) ценностными системами, или напрямую определена конкретная конституционная идентичность данного конкретного государства.

Для Цитирования:
Понкин Игорь Владиславович, Упоминание Бога в Конституции России: последствия и реакция в юридическом сообществе. Вопросы культурологии. 2024;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: