* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23–28–01839, https://rscf.ru/project/23-28-01839/; Русская христианская гуманитарная академия имени Ф. М. Достоевского.
Статья поступила 23.09.2024.
Как известно, М.И. Глинка неоднократно встречался с императором Николаем I и членами его семьи. Установить, кто конкретно был посредником, представившим его ко двору, пока не удалось. Можно лишь предполагать, что это был некто из многочисленных высокопоставленных глинкинских знакомцев [1]. Но возможно и то, что при дворе был проявлен интерес к Глинке как к восходящей звезде столичной музыкальной жизни, и это стало первоначальным основанием для приглашения его на музыкальные вечера во дворец [2; 3].
По воспоминаниям самого Глинки, контакты с императором и его семьей до определенного времени отличались благорасположением к нему со стороны Николая I, его супруги и детей. Император с нескрываемым интересом относился к глинкинскому творчеству (по-разному можно оценивать его вмешательство в текст первой глинкинской оперы1, но факт его внимательного отношения к ней отрицать невозможно), был в течение нескольких лет заинтересован в дальнейшей творческой судьбе композитора2. Глинка был знаком с великими князьями и княжнами, его приглашали в царскую ложу театра, он присутствовал на литургии в церкви Аничкова дворца, неоднократно являлся на большие и малые выходы в Зимнем дворце, посвящал ряд своих сочинений царствующим особам3, получая от них щедрые вознаграждения, которыми всегда распоряжался по собственному усмотрению4. Его социальный статус по мере своего роста допускал даже отказ от приглашений во дворец, как это было, к примеру, в 1841 г., поскольку, как вспоминал сам композитор, его «о том уведомили поздно» и он не «имел времени купить башмаки, шелковые чулки и белые перчатки» [4, с. 211].