По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 78.071.1 DOI:10.33920/nik-01-2411-06

М.И. Глинка и император Николай I: историческая реальность и культурные мифы*

Лащенко Светлана Константиновна ФГБНИУ «Государственный институт искусствознания», Россия, 125375, г. Москва, Козицкий пер., д. 5, E-mail: vreikh@mail.ru, ORCID: 0009-0002-4919-4494

В статье на основании «Записок М.И. Глинки» (1854–1855) предпринята попытка реконструкции отношения композитора к событиям 14 декабря 1825 г. и к впервые увиденному им в тот день императору Николаю I. Рассматриваются последующие встречи Глинки с императором, императрицей, великими князьями и княжнами, дается характеристика отношения царствующих особ к композитору, анализируются размер и характер поддержки музыканта, оказывавшейся августейшими особами в различные периоды его жизни. Обращается внимание на то, что Глинка оставался и 30 лет спустя чрезвычайно осторожен при любых упоминаниях о декабрьском мятеже и его героях, стараясь полностью обходить эту тему в письмах и по возможности минимально или иносказательно обращаться к этой теме в «Записках...». Тем не менее в разделах текста «Записок...», которые писались под влиянием эмоциональной памяти музыканта, явственно проступают черты субъективной позиции Глинки как по отношению к самому себе и своему невольному участию в событиях 1825 г., так и в целом к декабрьскому мятежу и восприятию фигуры императора в трагический момент истории. Доказывается: воссоздавая в таких разделах эпизоды прошлого, Глинка подходил к ним как композитор-драматург, выстраивая сцену, руководствуясь законами театрального мышления, выделяя в ней определенных героев и заявляя о собственном эмоциональном отношении к ним. Анализируются описанное Глинкой появление на Сенатской площади императора и создаваемый музыкантом образ правителя, обремененного тяжелейшим долженствованием.

Литература:

1. Фролов С.В. Глинка. М.И. Глинка в XXI веке. Новый взгляд на личность и творчество. Часть II. В Благородном пансионе (1815–1822). — СПб.: Нестор-История, 2019. — 208 c.

2. Лащенко С.К. Глинка, которого мы не знали. — СПб.: РХГА, 2022. — 254 с.

3. Лобанкова Е. Глинка. Жизнь в эпохе. Эпоха в жизни. Жизнь замечательных людей. Серия биографий. — М.: Молодая гвардия, 2019. — 591 с.

4. [Глинка М.И.] Записки М.И. Глинки // Михаил Иванович Глинка. Литературное наследие: в 2 т. Т. I. Автобиографические и творческие материалы / Под ред. В. Богданова-Березовского. — М.-Л.: Музгиз, 1952.

5. [Глинка М.И.] Записки Михаила Ивановича Глинки и переписка его с родными и друзьями / Пров. и испр. по ориг. изд. с сохранением всех прим. В.В. Никольского. — СПб.: Изд-во А.С. Суворина, 1887.

6. Асафьев Б.В. На полях «Записок М.И. Глинки» // Советская музыка / Sovetskaya musika (Soviet music). — 1944. — № 2. — С. 10–15.

7. Из Записок Николая I. Тетрадь 3-я. Л. 10–23 об. / Пер. с фр. Б.Е. Сыроечковского. Музей декабристов // А. Самаль [Электронный ресурс]. — URL: http://decemb.hobby.ru/ index.shtml?memory/nikolus (дата обращения: 08.07.2024).

8. Лащенко С.К. О чем «забыл» вспомнить Глинка (к проблеме автоцензуры в реалиях русской жизни) // Междисциплинарный синтез гуманитарных наук в эпоху социокультурных и исторических трансформаций: опыт «Русского пути». Сб. материалов Всероссийской конференции с международным участием «Междисциплинарный синтез гуманитарных наук в эпоху социокультурных и исторических трансформаций: опыт «Русского пути». — СПб.: РХГА, 2019. — С. 191–198.

9. Лащенко С.К. Еще раз о текстах и контекстах // Новое литературное обозрение / Novoje literaturnoje obozrenie (New Literary Observer). — 2021. — № 2 (168). — С. 365–372.

10. Лащенко С.К. «Летопись моей музыкальной жизни»: побуждения и смыслы // Наследие Н.А. Римского-Корсакова в русской культуре. Сб. статей к 100-летию со дня смерти композитора. — М., 2009. — С. 97–105.

11. Piotrowska Anna. The place of “Russian music” on the multicultural map of Europe // Musocology. — 2016. — January.

12. Frolova-Waker. Russian Music and Nationalism: from Glinka to Stalin. — 2008.

1. Frolov S.V. Glinka. M.I. Glinka v XXI veke. Novij vzglyad na lichnost’ i tvorchestvo. Chast’ 2. V Blagorodnov pansione (1815–1822). — SPb. Nestor-istoriya. 2019. — 208 s.

2. Lashchenko S.K. Glinka, kotorogo mi ne znali. — SPb.: RHGA, 2022. — 254 s.

3. Lobankova E. Glinka. Zhizn’ v epohe, Epoha v zhizni. Zhizn’ zamechatel’nih ludej. Seriya biographij. М.: Molodaya gvardiya, 2019. — 591 s.

4. [Glinka M.I.] Zapiski Glinki // Mihail Ivanovich Glinka. Literaturnoe nasledie: v 2 t. T. 1. Avtobiographicheskiye i tvorcheskiye materiali / Pod red. V. Bogdanova-Berezovskogo. М.-L.: Muzgiz, 1952.

5. [Glinka M.I.] Zapiski Mihaila Ivanovicha Glinki i perepiska ego s rodnimi I druz’yami. SPb.: Izd-vo A.S. Suvorina, 1887.

6. Asaf’ev B.V. Na polyah “Zapisok Glinki” // Sovetskaya musika (Soviet music). 1944. 2. S. 10–15.

7. Iz Zapisok Nicholas I. Tetrad’ 3. L. 10–23 ob. | Per. s fr. B.E. Syroechkovskogo. http:// decemb.hobby.ru/index.shtml?memory/nikolus.

8. Lashchenko S.K. O chem “zabil” vspomnit’ Glinka (r probleme abtozensuri v realiyah russkoj zisni) // Mezhdisciplinarbiy sintaz gumanitarnih nauk v epohu sociokul’turnih I istoricheskih transformacij: opit “Russkogo puti”. Sb. Materialov Vserossijskoj ronferencii s mezhdunaodnim uchastiem. Spb.: RHGA, 2019. P. 191–198.

9. Lashchenko S.K. Eshche raz o textah i contexah // Novoje literaturnoje obozrenie (New Literary Observer). 2021. 2 (168). P. 365–372.

10. Lashchenko S.К. “Letopis’ moyej muzikal’noj zhisni”: pobuzhdeniya i smisli // Nasledie N.A. Rimskogo-Korsakova v russkoj culture. Sb. Statej k 100-letiyu so dnya smerti kompositora. М., 2009. P. 97–105.

11. Piotrowska Anna. The place of “Russian music” on the multicultural map of Europe // Musocology. 2016. January.

12. Frolova-Waker. Russian Music and Nationalism: from Glinka to Stalin. 2008.

* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23–28–01839, https://rscf.ru/project/23-28-01839/; Русская христианская гуманитарная академия имени Ф. М. Достоевского.

Статья поступила 23.09.2024.

Как известно, М.И. Глинка неоднократно встречался с императором Николаем I и членами его семьи. Установить, кто конкретно был посредником, представившим его ко двору, пока не удалось. Можно лишь предполагать, что это был некто из многочисленных высокопоставленных глинкинских знакомцев [1]. Но возможно и то, что при дворе был проявлен интерес к Глинке как к восходящей звезде столичной музыкальной жизни, и это стало первоначальным основанием для приглашения его на музыкальные вечера во дворец [2; 3].

По воспоминаниям самого Глинки, контакты с императором и его семьей до определенного времени отличались благорасположением к нему со стороны Николая I, его супруги и детей. Император с нескрываемым интересом относился к глинкинскому творчеству (по-разному можно оценивать его вмешательство в текст первой глинкинской оперы1, но факт его внимательного отношения к ней отрицать невозможно), был в течение нескольких лет заинтересован в дальнейшей творческой судьбе композитора2. Глинка был знаком с великими князьями и княжнами, его приглашали в царскую ложу театра, он присутствовал на литургии в церкви Аничкова дворца, неоднократно являлся на большие и малые выходы в Зимнем дворце, посвящал ряд своих сочинений царствующим особам3, получая от них щедрые вознаграждения, которыми всегда распоряжался по собственному усмотрению4. Его социальный статус по мере своего роста допускал даже отказ от приглашений во дворец, как это было, к примеру, в 1841 г., поскольку, как вспоминал сам композитор, его «о том уведомили поздно» и он не «имел времени купить башмаки, шелковые чулки и белые перчатки» [4, с. 211].

Для Цитирования:
Лащенко Светлана Константиновна, М.И. Глинка и император Николай I: историческая реальность и культурные мифы*. Вопросы культурологии. 2024;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: