По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 82-32 DOI:10.33920/nik-01-2411-02

Мотивы поиска и обретения дома в прозе И.С. Шмелева и В.Н. Лялина

Леонов Иван Сергеевич ФГБОУ ВО «Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина», Россия, 117485, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 6, E-mail: mamif.lis@rambler.ru, ORCID: 0000-0002-7435-3963

В статье на материале рассказов «Христова Всенощная» И.С. Шмелева и «Рождество Христово на разъезде 809» В.Н. Лялина рассматриваются роль и специфика мотивного комплекса «поиск/обретение дома». На основе проведенного исследования выявлено, что данные образы у обоих авторов воспринимаются в контексте теоцетричной, точнее, христоцентричной картины мира. Образ дома раскрывается в парадигме «Отечество земное — Отечество Небесное». В обоих произведениях возникает амбивалентный образ «дом при дороге», который является пограничным с точки зрения социальных, исторических и духовных параметров и сочетает в себе как признаки обездоленности и бездомности, так и черты временного пристанища, приюта, походного храма. Подлинное обретение дома становится возможным благодаря обращению к евангельскому и православно-литургическому контекстам, в рамках которых данный образ наполняется сакрально-религиозным содержанием и обретает черты истинного дома как в социально-историческом, так и в духовно-метафизическом плане. Важную роль в обоих произведениях играют мотивы одиночества, бесприютности, сиротства, а также противопоставленные им мотивы молитвы, покаяния, богослужения. Литургический контекст акцентирует внимание на кардинальных содержательных векторах обоих произведений в аспекте «дом — Небесное Отечество». Очевидно, что установка И.С. Шмелева и В.Н. Лялина на христоцентризм позволяет говорить о соотношении понятия «дом» с идеей встречи и соединения человека со Христом, что происходит через сакрально-богослужебный (литургический) хронотоп. Важную роль в поэтике обоих произведений играет мотив света и тени. Образ света рассматривается как художественный феномен, объединяющий категории земного и Небесного.

Литература:

1. И.С. Шмелев: pro et contra, антология. Т. 1 / Сост., вступ. ст., коммент. А.М. Любомудрова. — СПб.: РХГА, 2023. — 840 с.

2. Коршунова Е.А. И.С. Шмелев и его время: монография. — 2-е изд. — СПб.: Изд-во РХГА, Дом русского зарубежья имени А. Солженицына, 2023. — 252 с.

3. Осьмина Е.А. Образ дачи в произведениях И.С. Шмелева и В.А. Никифорова-Волгина // Русская усадьба и Европа: диахрония, ностальгия, универсализм: коллективная монография. Сер. «Русская усадьба в мировом контексте» / Сост., отв. ред. и авт. предисл. О.А. Богданова. — М., 2020. — С. 246–254.

4. Бойко С.С. Книги для бессмертных: Теоцентричная проза православных писателей XX–XXI вв. — М.: РГГУ, 2021. — 341 с.

5. Леонов И.С., Корепанова В.А. Поэтика православной прозы XXI века. — М.; Ярославль: Ремдер, 2011. — 122 с.

6. Шмелев И.С. Повести и рассказы / Сост. Ю. Шигарова. — М.: Никея, 2015. — 416 c.

7. Есаулов И.А. Поэтика русского мiра Ивана Шмелева // Проблемы исторической поэтики. — 2023. — Т. 21, № 2. — С. 7–37.

8. Радомская Т.И. В поисках утраченного: судьбы дома и их художественное воплощение в русской литературе XIX–XX вв. // Вестник Краснодарского государственного института культуры. — 2018. — № 1 (14). — С. 41.

9. Радомская Т.И. Образ света: поэтика древнерусской книжности в художественных текстах русской литературы постреволюционных десятилетий (М. Цветаева, О. Мандельштам, А. Ахматова, Б. Пастернак) // Вестник славянских культур. — 2021. — Т. 62. — С. 174–183.

10. Лялин В. Нечаянная радость. — М.: Сатисъ, 2004. — 370 c.

1. I.S. Shmelev: pro et contra, antologija. T. 1 / Sost., vstup. stat'ja, komment. A.M. Ljubomudrova. — SPb.: RHGA, 2023. — 840 s.

2. Korshunova E.A. I.S. Shmelev i ego vremja: Monografija. — 2-e izd. — SPb.: Izd-vo RHGA, Dom russkogo zarubezh'ja imeni A. Solzhenicyna, 2023. — 252 s.

3. Os'mina E.A. Obraz dachi v proizvedenijah I.S. Shmeleva i V.A. Nikiforova-Volgina // Russkaja usad'ba i Evropa: diahronija, nostal'gija, universalizm: Kollektivnaja monografi ja. Ser. “Russkaja usad'ba v mirovom kontekste” / Sostavitel', otv. redaktor i avtor predislovija O.A. Bogdanova. — M., 2020. — S. 246–254.

4. Bojko S.S. Knigi dlja bessmertnyh: Teocentrichnaja proza pravoslavnyh pisatelej XX– XXI vv. — M.: RGGU, 2021. — 341 s.

5. Leonov I.S., Korepanova V.A. Pojetika pravoslavnoj prozy XXI veka. — M.; Jaroslavl': Remder, 2011. — 122 s.

6. Shmelev I.S. Povesti i rasskazy / Sost. Ju. Shigarova. — M.: Nikeja, 2015. — 416 s.

7. Esaulov I.A. Pojetika russkogo mira Ivana Shmeljova // Problemy istoricheskoj pojetiki. — 2023. — T. 21, № 2. — S. 7–37.

8. Radomskaja T.I. V poiskah utrachennogo: sud'by doma i ih hudozhestvennoe voploshhenie v russkoj literature XIX–XX vv. // Vestnik Krasnodarskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury. — 2018. — № 1 (14) — S. 41.

9. Radomskaja T.I. Obraz sveta: pojetika drevnerusskoj knizhnosti v hudozhestvennyh tekstah russkoj literatury postrevoljucionnyh desjatiletij (M. Cvetaeva, O. Mandel'shtam, A. Ahmatova, B. Pasternak) // Vestnik slavjanskih kul'tur. — 2021. — T. 62. — S. 174–183.

10. Ljalin V. Nechajannaja radost'. — M.: Satis, 2004. — 370 s.

Статья поступила 15.10.2024.

Мотивы поиска и обретения дома являются ключевыми в творчестве И.С. Шмелева и писателя рубежа XX–XXI вв. В.Н. Лялина (1928–2010). Очевидно, важную роль для обоих авторов играет биографический аспект: эмигрантская жизнь И.С. Шмелева, его тоска по Родине, безусловно, находят отражение в произведениях автора. Судьба В.Н. Лялина была связана с многочисленными переездами по России, а следовательно, и попыткой обрести дом.

В последние десятилетия отмечается значительный интерес отечественного литературоведения к личности и творчеству И.С. Шмелева. Появилось большое количество научных трудов, цель которых — расширить и систематизировать представления о художественном мире писателя, идейно-тематических и художественных аспектах его произведений, выявить влияние исторических и культурных факторов на творческое сознание художника. Значительным событием в современном шмелевоведении стал выход первого тома антологии «И.С. Шмелев: pro et contra» [1], в котором представлены отечественные и зарубежные критические работы, вышедшие при жизни автора.

Также об интересе современной литературоведческой науки к творчеству И.С. Шмелева свидетельствует монографическая работа Е.А. Коршуновой «И.С. Шмелев и его время» [2], в которой исследуется проблема «московского текста», а также проблемы интертекстуальности и интермедиальности в творчестве писателя. Кроме того, проблема творческого диалога с В.А. Никифоровым-Волгиным в контексте воссоздания «дачного» хронотопа нашла отражение в труде Е.А. Осьмининой [3]. По мысли исследователя, образ дачи тесным образом связан с темой вечной тоски по ушедшим людям и идеей временности человеческого существования: «Итак, свойство временности, которое изначально сопровождает образ дачи в русской литературе, писатели эмиграции усиливают до непрочности, зыбкости, сначала оставленности, потом заброшенности и, наконец, разорения. Оно связано сначала с конкретной дачной местностью, потом обобщается до всей русской жизни и наконец — до временности человеческой жизни вообще» [3, с. 254]. Очевидно, что обращение к московскому и дачному текстам в творчестве И.С. Шмелева рассматривается учеными в контексте мотивов утраты и обретения дома как в социальном, так и в метафизическом аспекте.

Для Цитирования:
Леонов Иван Сергеевич, Мотивы поиска и обретения дома в прозе И.С. Шмелева и В.Н. Лялина. Вопросы культурологии. 2024;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: