Статья поступила 15.10.2024.
Мотивы поиска и обретения дома являются ключевыми в творчестве И.С. Шмелева и писателя рубежа XX–XXI вв. В.Н. Лялина (1928–2010). Очевидно, важную роль для обоих авторов играет биографический аспект: эмигрантская жизнь И.С. Шмелева, его тоска по Родине, безусловно, находят отражение в произведениях автора. Судьба В.Н. Лялина была связана с многочисленными переездами по России, а следовательно, и попыткой обрести дом.
В последние десятилетия отмечается значительный интерес отечественного литературоведения к личности и творчеству И.С. Шмелева. Появилось большое количество научных трудов, цель которых — расширить и систематизировать представления о художественном мире писателя, идейно-тематических и художественных аспектах его произведений, выявить влияние исторических и культурных факторов на творческое сознание художника. Значительным событием в современном шмелевоведении стал выход первого тома антологии «И.С. Шмелев: pro et contra» [1], в котором представлены отечественные и зарубежные критические работы, вышедшие при жизни автора.
Также об интересе современной литературоведческой науки к творчеству И.С. Шмелева свидетельствует монографическая работа Е.А. Коршуновой «И.С. Шмелев и его время» [2], в которой исследуется проблема «московского текста», а также проблемы интертекстуальности и интермедиальности в творчестве писателя. Кроме того, проблема творческого диалога с В.А. Никифоровым-Волгиным в контексте воссоздания «дачного» хронотопа нашла отражение в труде Е.А. Осьмининой [3]. По мысли исследователя, образ дачи тесным образом связан с темой вечной тоски по ушедшим людям и идеей временности человеческого существования: «Итак, свойство временности, которое изначально сопровождает образ дачи в русской литературе, писатели эмиграции усиливают до непрочности, зыбкости, сначала оставленности, потом заброшенности и, наконец, разорения. Оно связано сначала с конкретной дачной местностью, потом обобщается до всей русской жизни и наконец — до временности человеческой жизни вообще» [3, с. 254]. Очевидно, что обращение к московскому и дачному текстам в творчестве И.С. Шмелева рассматривается учеными в контексте мотивов утраты и обретения дома как в социальном, так и в метафизическом аспекте.