По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 008 DOI:10.33920/nik-01-2411-04

Актуальность концепции культурно-исторических типов в современной России

Докучаев Илья Игоревич ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», Россия, 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7–9, E-mail: ilya_dokuchaev@mail.ru, ORCID: 0000-0002-0506-2927

В статье рассматривается проблема моделей исторического процесса, показана роль ценностей как стабилизирующей силы каждого периода истории и научно-технических открытий как динамической силы, определяющей смену эпох. Предлагается модель, соединяющая принципы цивилизационного и формационного подходов к истории, в которой локальные цивилизации можно было бы считать способом протекания истории вплоть до начала третьей глобализации — эпохи Возрождения, научно-технические достижения которой позволили объединить мир в одну экономическую систему. Показана предыстория глобализации — ее ранние версии: политическая (формирование древних империй с единым государственным устройством и различными культурами в их составе) и религиозная (формирование надгосударственных региональных мировых религий с единой культурой в разных частях соответствующего региона). В статье говорится о роли России в этом процессе. Показаны основные свойства четырех этапов аксиогенеза ее культуры: принятие христианства, формирование единого государства, европейская модернизация, создание социалистического общества. Рассмотрены основные проблемы конструирования тезауруса современной культуры России: аксиологический абстракционизм, аксиологическое идолопоклонство и аксиологический антиисторизм. Показаны основные формы взаимодействия современной России с Востоком и Западом в контексте аксиогенеза России. Выделено три негативных аспекта этого аксиогенеза в отношении с Западом: демонизация, заставляющая отказаться от понимания степени неизбежности модернизации; изоляционизм, заставляющий отказаться от сотрудничества с Западом; наконец, ресентимент, заставляющий отказаться от понимания природы собственных проблем. Выделено три негативных аспекта аксиогенеза России в отношении с Востоком: ангелизация Востока, провоцирующая отказ от понимания реального содержания восточных культур и прежде всего их зависимости от Запада; недооценка восточных угроз российской безопасности; наконец, отказ от понимания того, насколько восточные культуры чужды для российской культуры. Утверждается, что в условиях глобальных проблем современности, порожденных капиталистическим способом производства, только социализм способен остановить непрерывное движение мира к катастрофе. Опыт социализма в СССР вместе со всеми его негативными аспектами должен быть учтен и стать основой для формирования будущего тезауруса российской культуры.

Литература:

1. Богатырев Д.К. Провинциализация империи. Очерки истории образования в постсоветской России / Д.К. Богатырев, И.И. Докучаев. — 2-е изд. — СПб.: Русская христианская гуманитарная академия им. Ф.М. Достоевского, 2024. — 236 с.

2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. — М.: Книга, 1991. — 574 с.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Британское владычество в Индии. Будущие результаты Британского владычества в Индии // Избранные произведения. — М.: ОГИЗ, 1948. — С. 303–316.

4. Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М.: Политиздат, 1991. — 527 с.

1. Bogatyrev D.K. Provincialization of the empire. Essays on the history of education in post-Soviet Russia / D.K. Bogatyrev, I.I. Dokuchaev. — 2nd edition. — St. Petersburg: Russian Christian Humanitarian Academy named after F.M. Dostoevsky, 2024. — 236 p.

2. Danilevsky N.Ya. Russia and Europe. — M.: Kniga, 1991. — 574 p.

3. Marx K., Engels F. British Raj in India. Future results of the British Raj in India // Selected Works. — M.: OGIZ, 1948. — P. 303–316.

4. Jaspers K. The meaning and purpose of history. — M.: Politizdat, 1991. — 527 p.

Статья поступила 11.10.2024.

Исходная предпосылка аксиологии заключается в том, что ценность есть проекция социально ориентированной субъективности человека в исторический процесс. Иными словами, ценность есть способ организации деятельности человека, связанный с социально приемлемыми моделями оценки мира и целями его преобразования. Такая модель всегда локализована в пространстве и времени, поскольку она выражает конкретный смысл человеческого творчества, уникальности и свободы, проистекающий из природы рационально обоснованного выбора того или иного поступка. Субъективность человека в ее социальном плане не равна видовому опыту животного или конкретного индивида, ее жизненный цикл продолжается меньше первого и больше второго, но он всегда имеет начало и конец. В этой связи можно утверждать, что никакие ценности отдельно взятого индивида, как правило, не влияют на исторический процесс, а также что никаких общечеловеческих ценностей никогда не существовало и они вряд ли возможны в будущем, что всякая традиция имеет начало и конец, а также изменяется. Описание исторического процесса в целом должно учитывать этот фактор. Однако его недостаточно для построения концептуального единства хроноструктуры истории культуры. Необходимо, кроме ценностной идентичности, учитывать интеграционные тенденции, взаимовлияние культур друг на друга.

Известный спор о преимуществах цивилизационного и формационного подходов связан именно с этой коллизией. Совершенно очевидно, что цивилизации и культуры существуют, что они обладают уникальными ценностными моделями, посредством которых воспроизводятся и развиваются. Однако не менее очевидно и то, что в ходе этой эволюции осуществляются многочисленные диффузии, иногда не ограничивающиеся простыми заимствованиями, а переходящие в глубокие изменения и сближения ценностных моделей самых разных культур и цивилизаций. В рамках цивилизационного подхода радикальной версией оказывается концепция замкнутого локально-исторического типа, который никак не связан с другими типами и обладает в лучшем случае только структурной (циклической) аналогией с ними, включающей, например, периоды становления, такие как рождение, расцвет и гибель. Такого рода структура свидетельствует о смешении исторического и органического и совершенно не соответствует реальности, в которой расцвет может оказаться гибелью, а может и не наступить вовсе, а гибель может длиться намного больше рождения и расцвета, так что бывает сложно сказать, произошла она или нет. Как определить, погибла ли, скажем, греческая культура или персидская или она продолжает существовать и сегодня, когда был их расцвет и рождение, можно ли считать древний и современный Египет хоть как-то связанными друг с другом культурами и т.д. Нет никаких точных критериев для построения жесткой модели жизненного цикла культуры по аналогии с жизненным циклом животного или растения.

Для Цитирования:
Докучаев Илья Игоревич, Актуальность концепции культурно-исторических типов в современной России. Вопросы культурологии. 2024;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: