По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 821.161.1 DOI:10.33920/nik-01-2411-03

Сквозь завесу детектива Александры Марининой «Иллюзия греха»

Розин Вадим Маркович ФГБУН «Институт философии Российской академии наук», Россия, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1, E-mail: rozinvm@gmail.com, ORCID: 0000-0002-4025-2734

Предметом исследования является, с одной стороны, художественная реальность романа Александры Марининой «Иллюзия греха», с другой — анализ особенностей российской жизни 1990-х гг., представленных сквозь призму этого романа. Автор сомневается, что это произведение можно полностью подвести под понятие детективного жанра, поскольку фоном идут описание и осмысление жизни России того времени. Сравнение «Вишневого сада» Чехова и «Иллюзии греха» позволяет сформулировать гипотезу о характере российской социальности. По-прежнему два не связанных между собой процесса — безличный, социальный и не связанные между собой и нередко бессмысленные, маргинальные поступки и действия людей. С точки зрения этой гипотезы рассматривается произведение Марининой: она, но, естественно, как художник, представляет для читателя социальную реальность 1990-х, которая во многом напоминает «дурную социальность», о которой еще в 1920-х гг. писал Василий Зеньковский. Автор выделяет четыре аспекта этой социальности: тянущееся из прошлых веков отношение россиян к праву, ощущение социальной несправедливости, отсутствие нравственных и моральных ориентиров, одержимость россиян идеями, — о которой писал М. Бахтин.

Литература:

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1979. — 423 с.

2. Заславская Т.И., Шабанова М.А. Социальные механизмы трансформации неправовых практик // Общественные науки и современность. — 2001. — № 5. — С. 5–24.

3. Зеньковский В.В. Психология детства. Ред. Golden-Ship.ru 2012 (текст публикуется по изданию: Зеньковский В.В., проф. Психология детства. — Лейпциг: Сотрудник, 1924).

4. Маринина А. Иллюзия греха: Роман. — М.: Эксмо, 2004. — 448 с. (серия «Русский бестселлер»).

5. Розин В.М. Гуманитарные и нарратологические исследования. Концепция нарратив-семиотики. — М.: Голос, 2022. — 348 с.

6. Розин В.М. Демаркация науки и религии: Анализ учения и творчества Эммануэля Сведенборга. — М.: ЛКИ, 2007. — 168 с.

7. Розин В.М. Особенности дискурса и образцы исследования в гуманитарной науке. — М.: ЛИБРОКОМ, 2009. — 208 с.

8. Степин В.С. Государство и право. — 2002. — № 1. — С. 12–50.

1. Bakhtin M.M. (1979). Aesthetics of verbal creativity. Moscow: Art.

2. Zaslavskaya T.I. (2001), Shabanova M.A. Social mechanisms for the transformation of non-legal practices // Social sciences and modernity. N 5.

3. Zenkovsky V.V. (2012). Psychology of childhood. Ed. Golden-Ship.ru (The text is published according to the publication: Zenkovsky V.V., prof. Psychology of childhood. Leipzig: Sotrudnik Publishing House, 1924).

4. Marinina A. (2004). Illusion of sin: A novel. Moscow: Eksmo Publishing House, 2004. (series “Russian bestseller”).

5. Rozin V.M. (2022). Humanitarian and narratological studies. The concept of narrative semiotics. Moscow: Golos, 2022.

6. Rozin V.M. (2007). The Demarcation of Science and Religion: An Analysis of the Teachings and Works of Emmanuel Swedenborg. M.: LKI.

7. Rozin V.M. (2009). Features of discourse and patterns of research in the humanities. M.: LIBROKOM.

8. Stepin V.S. (2002). State and Law. N 1.

Статья поступила 24.01.2024.

Я никогда не читал детективы Мариной, но тут в больнице увидел оставленную кем-то яркую книжечку со странным названием и решил скоротать время. К удивлению, увлекся и не только детективом, но и панорамой времени, яркими мазками выписанной автором книги. Чтение «Иллюзии греха» доставило не только удовольствие, но и появились вопросы. Прежде всего действительно ли жанр этого произведения — детектив (в титульном листе написано «...и снова Каменская! Долгожданный роман королевы детектива» [4])? Нет, конечно, детектив налицо, причем очень изобретательный и оригинальный. Весь джентльменский набор: несколько совершенно сначала непонятных убийств; не меньше версий, каждая из которых оказывается ложной, но тем не менее они постепенно выводят Настю Каменскую на правильную картину происходившего; мудрый начальник, не мешающий Каменской, скорее поддерживающий ее, когда Настя заходит в тупик; неожиданное озарение, позволяющее Каменской понять, что убивает не тот человек, которого они ищут (Валерий Васильевич Волохов), а кто-то другой, хотя именно Волохов — причина этих убийств; гибель свидетелей, всего на один шаг опережающая решения следователей; блестящее похищение последнего свидетеля (Наташи Терехиной) и ее освобождение уже в другой стране (Украине); практически фантастическая, гениальная расшифровка Каменской посланий похищенной Наташи (это, пожалуй, единственный фрагмент, которому не веришь, все же остальные безукоризненные).

Но я поймал себя на мысли, что за хитросплетениями детектива вставала совершенно другая реальность — жизнь России 1990-х гг., и, пожалуй, для меня эта реальность не менее значима, чем детектив Марининой. Детектив и картина российской жизни — вряд ли их вместе можно подвести под понятие детективного жанра.

Второй вопрос, довольно быстро возникший у меня, — почему роман так странно назван («Иллюзия греха»): в чем там грех и почему иллюзия, вроде бы речь у Марининой идет о совсем других вещах? В конце романа, правда, есть небольшое разъяснение, но оно не убеждает. Вот это разъяснение, сделанное на фоне уже раскрытого Каменской преступления Волохова. Будучи известным врачом-радиологом, Волохов, обманывая женщин, вступал с ними в связь, облучал их на стадии беременности с целью получить после рождения совершенных, физически и психически, людей; такова была его идея фикс. Разговор происходит между следователем (Ташковым) и одной из жертв Волохова, Зоей, в которую Ташков был влюблен.

Для Цитирования:
Розин Вадим Маркович, Сквозь завесу детектива Александры Марининой «Иллюзия греха». Вопросы культурологии. 2024;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: