Статья поступила 24.01.2024.
Я никогда не читал детективы Мариной, но тут в больнице увидел оставленную кем-то яркую книжечку со странным названием и решил скоротать время. К удивлению, увлекся и не только детективом, но и панорамой времени, яркими мазками выписанной автором книги. Чтение «Иллюзии греха» доставило не только удовольствие, но и появились вопросы. Прежде всего действительно ли жанр этого произведения — детектив (в титульном листе написано «...и снова Каменская! Долгожданный роман королевы детектива» [4])? Нет, конечно, детектив налицо, причем очень изобретательный и оригинальный. Весь джентльменский набор: несколько совершенно сначала непонятных убийств; не меньше версий, каждая из которых оказывается ложной, но тем не менее они постепенно выводят Настю Каменскую на правильную картину происходившего; мудрый начальник, не мешающий Каменской, скорее поддерживающий ее, когда Настя заходит в тупик; неожиданное озарение, позволяющее Каменской понять, что убивает не тот человек, которого они ищут (Валерий Васильевич Волохов), а кто-то другой, хотя именно Волохов — причина этих убийств; гибель свидетелей, всего на один шаг опережающая решения следователей; блестящее похищение последнего свидетеля (Наташи Терехиной) и ее освобождение уже в другой стране (Украине); практически фантастическая, гениальная расшифровка Каменской посланий похищенной Наташи (это, пожалуй, единственный фрагмент, которому не веришь, все же остальные безукоризненные).
Но я поймал себя на мысли, что за хитросплетениями детектива вставала совершенно другая реальность — жизнь России 1990-х гг., и, пожалуй, для меня эта реальность не менее значима, чем детектив Марининой. Детектив и картина российской жизни — вряд ли их вместе можно подвести под понятие детективного жанра.
Второй вопрос, довольно быстро возникший у меня, — почему роман так странно назван («Иллюзия греха»): в чем там грех и почему иллюзия, вроде бы речь у Марининой идет о совсем других вещах? В конце романа, правда, есть небольшое разъяснение, но оно не убеждает. Вот это разъяснение, сделанное на фоне уже раскрытого Каменской преступления Волохова. Будучи известным врачом-радиологом, Волохов, обманывая женщин, вступал с ними в связь, облучал их на стадии беременности с целью получить после рождения совершенных, физически и психически, людей; такова была его идея фикс. Разговор происходит между следователем (Ташковым) и одной из жертв Волохова, Зоей, в которую Ташков был влюблен.