Статья поступила 20.09.2024.
Повесть А.Н. Толстого «Эмигранты» не относится к широко известным произведениям автора и редко становилась предметом научных культурологических исследований. Из недавних работ можно привести работу Е.А. Власовой 2023 г., посвященную традициям русской классической литературы в «Эмигрантах» А. Толстого [4]. В том же году вышла статья С.Р. Агержаноковой об образе черкеса Лаше в контексте произведения Толстого [1]. Эмигрантской теме повести «Эмигранты» посвящено некоторое количество вводных статей к публикациям повести в различных изданиях. В качестве примера можно привести вводную статью В.И. Баранова в сборнике произведений Толстого «Эмигранты» 1982 г. [2], а также обзорную статью 2023 г. Е.М. Барановской, посвященную вектору творческих экспериментов Толстого периода реэмиграции [3]. Однако следует отметить недостаточность работ, направленных на анализ интертекстуального характера повествования в повести (иногда — романе) Толстого, что и определяет целевое задание статьи.
Первоначально Алексей Николаевич Толстой (1883–1945), создавая основную часть повести в 1920-е гг., задумывал опубликовать свой труд под названием «Черное золото» и представить в качестве завершающего произведения, подводящего итоги эмигрантскому периоду жизни писателя. Подобную точку зрения высказывали ряд ученых. По мнению В.И. Баранова, «Эмигранты» явились итоговым произведением на тему эмигрантского опыта жизни самого Толстого [2, с. 546]. Таким образом, повесть «Эмигранты» несет на себе оттенок автобиографизма и неизбежно основной ее темой становятся связь писателя с оставленной родиной, судьбы соотечественников, вынужденных бежать из России, спасая жизни. Неизбежным при таком ракурсе становится обращение к классическим текстам русской литературы в целях переосмысления эмигрантского настоящего и будущего России, в частности в судьбе А.Н. Толстого.
В центре действия повести история «Военной организации для восстановления империи», иначе — Лиги убийц, возглавляемой Магомет Бек Хаджет Лаше. Параллельно с основной линией повествования в повести прослеживается история опустившегося дворянина Василия Алексеевича Налымова, который из-за своего бедственного положения вынужден был оказаться в банде разбойников, занимающихся вымогательством и убийствами. В этой же банде оказываются три женщины дворянского происхождения, попавшие в силу исторических обстоятельств в бедственное положение: Мари, Лили и Вера Юрьевна. Основное действие происходит в загородном доме, где поселяются героини, вынужденные служить приманкой для интересующих Хаджет Лаше жертв.