По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 7.097(93/27) DOI:10.33920/nik-01-2411-07

Образ священников и советский кинематограф (период Гражданской войны в России)

Панищев Алексей Леонидович ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», Россия, 305040, Курская область, г. Курск, ул. 50 лет Октября, д. 94, E-mail: Alexeipl1980@mail.ru, ORCID: 0000-0003-4327-1225

Данная статья посвящена образам священников в советском кинематографе. Тематика кино — Гражданская война в Советской России. В работе на примере нескольких советских фильмов делается вывод, согласно которому тезис о «безбожности» СССР неверен и является ложным пропагандистским штампом. В описываемых фильмах выражается доброжелательное и уважительное отношение к религии, священники показаны честными людьми, которые представляют религию, органично связанную с социалистическими идеями. Конфликт между правительством Советского государства и священноначалием Русской православной церкви имел политические причины, но не духовно-религиозные.

Литература:

1. Басенко К. На крутизне. — М.: Советский писатель, 1974. — 424 с.

2. Белоногова Ю.И. Приходское духовенство и крестьянский мир в начале XX века (по материалам Московской епархии) / Ю.И. Белоногова. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2010. — 176 с.

3. Туманов А.И. Цензура в кинематографе как инструмент информационного противоборства / А.И. Туманов // Социально-политические науки. — 2019. — № 6. — С. 44–50. — EDN ATMJGP.

4. Фомин Ф. Записки старого чекиста. — М.: Госполитиздат, 1962. — 205 с.

5. Шавельский Г.И. Воспоминания последнего протопресвитера Русской Армии и флота. — Т. 2. — М., 1996.

1. Basenko K. On the Steep. — M.: Sovetsky Pisatel, 1974. — 424 p.

2. Belonogova Yu.I. Parish Clergy and the Peasant World at the Beginning of the 20th Century (Based on Materials from the Moscow Diocese) / Yu.I. Belonogova. — M.: PSTGU Publishing House, 2010. — 176 p.

3. Tumanov A.I. Censorship in Cinematography as a Tool of Information Confrontation / A.I. Tumanov // Social and Political Sciences. — 2019. — No. 6. — P. 44–50. — EDN ATMJGP.

4. Fomin F. Notes of an Old Chekist. — M.: Gospolitizdat, 1962. — 205 p.

5. Shavelsky G.I. Memories of the last archpriest of the Russian Army and Navy. — V. 2. — M., 1996.

Статья поступила 12.03.2024.

События после Октябрьской революции в России приняли драматический характер, спровоцированная Антантой Гражданская война и интервенция крупных капиталистических государств поставили под угрозу само существование России. Сепаратизм на окраинах мог привести к неконтролируемому распаду страны.

Фактором, усложнившим положение в стране, стал тяжелый конфликт между Православной церковью как социально-политическим институтом и государственной властью большевиков. Причины этого конфликта являют собой предмет отдельного исследования, тем не менее не следует считать, что все представители священноначалия были невинными жертвами красного террора. Многие из этих «невинных жертв» большевизма в условиях современной России оказались бы на скамье подсудимых на одном уровне с экстремистами [4, с. 119]. Тем не менее были среди жертв большевиков и невиновные люди. Подчеркнем, что значительная часть народа и до революционного 1917 г. к священству относилась с агрессией, которая после Февральской революции беспрепятственно выразилась в серии актов преступной жестокости в отношении священников и многих других людей [2]. Строго говоря, большевистская партия не была многочисленной, а Октябрьскую революцию совершали не только большевики, но и другие левые политические партии, такие как эсеры, меньшевики, анархисты... Нельзя в каждом преступлении, совершенном красноармейцем, видеть большевистскую руку. Более того, руководство большевиков принимало усилия, чтобы не допустить военные преступления, бессудные расправы, среди многочисленных жертв которых числятся семья и приближенные бывшего царя Николая Александровича Романова. Всякие попытки центральных органов большевистского правления вывезти его с семьей в центр страны и тем самым, по крайней мере дочерей и сына Николая II спасти, окончились провалом, и местная власть в Екатеринбурге совершила преступное убийство этих людей. Среди жертв волны убийств оказались и родственники В.И. Ленина. Так или иначе, но в Гражданской войне обе стороны совершали преступления, только в среде белогвардейцев они, как правило, оставались без наказаний, а в Красной Армии военных преступников обычно наказывали вплоть до расстрела.

Для Цитирования:
Панищев Алексей Леонидович, Образ священников и советский кинематограф (период Гражданской войны в России). Вопросы культурологии. 2024;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: