В статье освещены вопросы подготовки к изданию энциклопедии «Литературные музеи России» — приоритетного для Государственного литературного музея проекта, включенного в основные мероприятия Года литературы в России, реализуемого под эгидой Минкультуры России в содружестве с коллегами из других литературных музеев, а также литературоведами, музеологами, культурологами и историками и при информационной поддержке журнала «Вопросы культурологии».
В статье исследуется субъект в декадансе через категорию заботы о себе и отношения с другим. Забота о себе понимается как принцип построения субъекта, создания его идентичности и отношений с другим. Она является одним из основных элементов конституирования субъекта в дискурсах европейской и русской культуры. В статье проводится анализ исторически сложившихся моделей субъекта в европейской культуре и сравнение их с декадентским субъектом, что позволяет выделить дополнительные черты декадентской модели заботы о себе. Декаданс как период трансформации классической культуры в новоевропейскую позволяет проследить важные изменения в истории субъективности, релевантные современному этапу развития культуры. Новизна подхода заключается в исследовании субъекта в декадансе через категорию заботы о себе.
В статье впервые в качестве самостоятельного рассматривается понятие «полемическая культура». Кратко излагаются его религиозные истоки и ключевые компоненты, необходимые для формулировки дефиниции и формирования полемической культуры, актуальной для современного общества.
В статье рассматриваются проблемы осмысления и моделирования динамики культуры в социальном и историческом масштабах, в вариантах эволюционной и циклической модальностей. Автор, признавая важность воспроизводства культуры на уровне непосредственной социальной активности, выражает сомнение в реальном существовании циклического воспроизводства в масштабе больших исторических длительностей.
В статье рассматривается проблемное поле медиалогии как новой гуманитарной дисциплины в культурологии в информационную эпоху, а также возрастание роли медиакультуры, ее влияние на общественное сознание. Автор доказывает, что массмедиа все активнее присваивают себе функцию создания новой социально-культурной среды обитания человека — медиареальности, виртуального мира, зачастую воспринимаемого как объективная реальность. Одновременно они создают мифы, которые позволяют человеку воспринимать реальность
Рассматривается формирование отечественной философской культуры. Особое внимание уделяется процессам влияния православной христианской традиции при становлении русской академической философии. Показаны тенденции секуляризации русской науки. На примере творчества Феофилакта Лопатинского анализируются формирование тенденции преобладания логики и натурфилософии в отечественной академической философии, а также проникновение западноевропейских идей.
В полемической беседе А. С. Нилогов обсуждает с В. А. Кутырёвым его книгу «Последнее целование. Человек как традиция», в которой автор продолжает отчаянно защищать проект естественного человека. Являясь философом сопротивления, В. А. Кутырёв настаивает на сохранении человеческого в человеке в противовес современным трансгуманистическим тенденциям по отчуждению и даже уничтожению вида Homo sapiens с его уникальной культурой
В статье рассматриваются чеченские и японские ценности, выявляется их иерархическая структура, раскрываются общие и специфические особенности изменения ценностей в условиях глобализации. Методологией исследования явились культурологический и деятельный подходы, применялись методы количественного анализа. В ценностях выделяются традиционные и современные компоненты, которые соотносятся с индустриальным и постиндустриальным состоянием общества. В заключении делается вывод о доминировании в Чечне ценностей выживания, а в Японии — самовыражения.
В статье рассматриваются особенности гендерной репрезентации в пространстве рекламной коммуникации. На примере анализа российской и американской моделей рекламы делается вывод о двойной функции гендерного дискурса: с одной стороны, это подвергающиеся нивелированию под влиянием массовой культуры гендерные стереотипы, с другой — отражение национально-этнической идентификации в рекламном тексте.
Представленная работа посвящена культуре православного христианства. Данный материал предназначается для решения дидактических задач и адресован студентам, обучающимся по гуманитарным специальностям. Информация, изложенная в данной учебно-методической работе, может быть полезна и интересна любому человеку, который интересуется культурологией и религиоведением.
Статья посвящена итогам традиционной международной научной конференции «Мировоззренческие основания культуры современной России», которая состоялась в конце мая в г. Магнитогорске на базе Магнитогорского государственного технического университета имени Г. И. Носова.
В работе дается обзор хода и основных докладов Всероссийской научно-практической конференции «Российское культурное наследие за рубежом: анализ состояния и сохранения, актуальные проблемы использования и доступности», состоявшейся в Москве 14 октября 2015 г