По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 130.2

Медиареальность как новая социокультурная среда обитания человека

Кириллова Наталья Борисовна ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина»., Россия, 620083, Екатеринбург, просп. Ленина, 51., E-mail: rector@urfu.ru

В статье рассматривается проблемное поле медиалогии как новой гуманитарной дисциплины в культурологии в информационную эпоху, а также возрастание роли медиакультуры, ее влияние на общественное сознание. Автор доказывает, что массмедиа все активнее присваивают себе функцию создания новой социально-культурной среды обитания человека — медиареальности, виртуального мира, зачастую воспринимаемого как объективная реальность. Одновременно они создают мифы, которые позволяют человеку воспринимать реальность

Литература:

1. Мифологии. — М.: Академический проект, 2008. Барт Р.

2. Азбука медиа. — М.: Европа, 2011. Больц Н.

3. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. — М.: Кастельс М. ГУ ВШЭ, 2000.

4. Медиакультура: теория, история, практика. — М.: Академиче- Кириллова Н. ский проект, 2008.

5. Медиалогия как синтез наук. — М.: Академический проект, Кириллова Н. 2013.

6. Реальность массмедиа. — М.: Праксис, 2005. Луман Н.

7. Медиафилософия: основные проблемы и понятия / Под ред. В. Савчука. — СПб.: СПб ФО, 2008.

8. Новые аудиовизуальные технологии / Под ред. Разлогова К. — М.: РИК, 2005.

9. Экран как мясорубка культурного дискурса // Экранная культу- Разлогов К. ра. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012.

10. Конверсия искусства. — СПб.: СПбГУ, 2001. Савчук В.

11. Культ, религия и культура // Богословские труды. — М., Флоренский П.А. 1977.

Статья поступила 05.11.2015 г

Научно-технический прогресс рубежа XX–XXI вв., обусловленный интенсивно формирующейся информационно-коммуникационной средой, основанной на новейших цифровых технологиях, оказывает воздействие на все сферы человеческой деятельности.

Медиасреда (глобальная и локальная) представляет собой достаточно сложный организм, охватывающий социальные институты, общественное сознание, духовную и материальную культуру, экономику — все то, что окружает человека, способствуя его социализации.

Процессы изучения медиа стремительно расширяются. Современная медианаука прошла большой путь исследования истории отдельных средств коммуникации до современной медиакультуры «как системы информационно-коммуникационных средств, выработанных человеком в процессе культурно-исторического развития, способствующих формированию общественного сознания и социализации личности» [4. С. 8].

Сегодня очевидно, что на рубеже XX–XXI вв. рождается новое направление в культурологии — медиалогия, начинающая обосновываться в теоретическом пространстве. Речь идет о синтетической гуманитарной дисциплине, которая опирается на основы культурологии и семиотики, философии и политологии, педагогики и менеджмента [5].

Проблемное поле медиалогии как новой науки XXI в. связано прежде всего с анализом соотношений «реальности» и «медиареальности». При этом, если реальность (лат. realis — вещественный) — это объективно существующее явление, сама действительность, т. е. определенное бытие в форме вещей (преметов, качеств, дискретных индивидов), то медиареальность является скорее социокультурным феноменом.

Вот почему одной из задач науки о медиа является исследование медиареальности как новой социально-культурной среды обитания человека — параллельного, виртуального мира, воспринимаемого зачастую как объективная реальность.

Медиареальность выступает как продукт и результат функционирования медиакультуры, которая, в свою очередь, является компонентом современного социокультурного универсума. Поэтому для того чтобы определить концептуальные рамки изучения феномена медиареальности, необходимо разобраться в том, какие специфические особенности лежат в основе методологии изучения медиареальности.

Для Цитирования:
Кириллова Наталья Борисовна, Медиареальность как новая социокультурная среда обитания человека. Вопросы культурологии. 2016;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: