Статья поступила 05.11.2015 г
Научно-технический прогресс рубежа XX–XXI вв., обусловленный интенсивно формирующейся информационно-коммуникационной средой, основанной на новейших цифровых технологиях, оказывает воздействие на все сферы человеческой деятельности.
Медиасреда (глобальная и локальная) представляет собой достаточно сложный организм, охватывающий социальные институты, общественное сознание, духовную и материальную культуру, экономику — все то, что окружает человека, способствуя его социализации.
Процессы изучения медиа стремительно расширяются. Современная медианаука прошла большой путь исследования истории отдельных средств коммуникации до современной медиакультуры «как системы информационно-коммуникационных средств, выработанных человеком в процессе культурно-исторического развития, способствующих формированию общественного сознания и социализации личности» [4. С. 8].
Сегодня очевидно, что на рубеже XX–XXI вв. рождается новое направление в культурологии — медиалогия, начинающая обосновываться в теоретическом пространстве. Речь идет о синтетической гуманитарной дисциплине, которая опирается на основы культурологии и семиотики, философии и политологии, педагогики и менеджмента [5].
Проблемное поле медиалогии как новой науки XXI в. связано прежде всего с анализом соотношений «реальности» и «медиареальности». При этом, если реальность (лат. realis — вещественный) — это объективно существующее явление, сама действительность, т. е. определенное бытие в форме вещей (преметов, качеств, дискретных индивидов), то медиареальность является скорее социокультурным феноменом.
Вот почему одной из задач науки о медиа является исследование медиареальности как новой социально-культурной среды обитания человека — параллельного, виртуального мира, воспринимаемого зачастую как объективная реальность.
Медиареальность выступает как продукт и результат функционирования медиакультуры, которая, в свою очередь, является компонентом современного социокультурного универсума. Поэтому для того чтобы определить концептуальные рамки изучения феномена медиареальности, необходимо разобраться в том, какие специфические особенности лежат в основе методологии изучения медиареальности.