По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 296

Культура православного христианства в России (дидактические материалы по курсу «Религиоведение»)*

Панищев Алексей Леонидович ГОУ ВПО «Курский институт социального образования (филиал) Российского государственного социального университета», Россия, 305000, Курск, ул. К. Маркса, 53, E-mail: aleksepanishhe@rambler.ru

Представленная работа посвящена культуре православного христианства. Данный материал предназначается для решения дидактических задач и адресован студентам, обучающимся по гуманитарным специальностям. Информация, изложенная в данной учебно-методической работе, может быть полезна и интересна любому человеку, который интересуется культурологией и религиоведением.

Статья поступила 13.12.2012 г

* Продолжение. Начало см.: Вопросы культурологии. 2015. № 3–10.

В современном мире православие наиболее распространено в России. Также православие сохраняется в Сербии, Черногории, Румынии, Болгарии и в ряде других стран. В XXI в. православная культура не играет существенной роли в данных странах в силу религиозной индифферентности большинства граждан этих государств, хотя во внешних сторонах государственной жизни православие ещё сохраняется. Так, в Греции президент во время инаугурации даёт присягу не перед Парламентом и народом, а перед Церковью и Богом. Для народа бывшей Югославии национальная идентификация обычно определяется принадлежностью к определённой религии. Сербы всегда видят себя православными, хорваты — католиками, боснийцы — мусульманами (хотя по существу все балканские народы были православными христианами, однако часть из них была насильственно исламизирована, часть была вынуждена принять католицизм). Огромную роль православная вера сыграла в становлении и развитии российского государства, и многие российские граждане и в XXI в. 67 называют себя православными.

Говоря о дохристианской Руси, следует подчеркнуть господство в обществе законов рода. Чёткие представления о самоценности человека, его жизни, индивидуальной чести отсутствовали, ибо любой индивид подчинялся роду, был частью рода и сам не мог мыслить себя вне рода. Идентификация человека, как правило, проходила через его принадлежность к определённому роду.

В дохристианской культуре Руси господствовало язычество. Было бы неверно сказать, что славяне в догосударственный период всегда доброжелательно относились к христианству. Например, в 621 г. они в союзе с аварами осадили Константинополь с требованием отказаться от христианской веры. Однако в целом нападения славян на Византию носили грабительский характер. Территория в условиях отсутствия государственного сознания не рассматривалась славянами в качестве ценности, и, конечно, у русичей ещё не существовало принципа территориальной целостности государства. Наиболее известные походы славян на Византию прошли под руководством князей Олега и Игоря. Войной с Византией 967–971 гг. известен князь Святослав.

Для Цитирования:
Панищев Алексей Леонидович, Культура православного христианства в России (дидактические материалы по курсу «Религиоведение»)*. Вопросы культурологии. 2016;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: