По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 81-119

Полемическая культура: тезисы к понятию

Маслова Юлия Валерьевна ФГБУК «Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства», Россия, 127473, Москва, ул. Делегатская, 3, E-mail: joli-maslova@yandex.ru

В статье впервые в качестве самостоятельного рассматривается понятие «полемическая культура». Кратко излагаются его религиозные истоки и ключевые компоненты, необходимые для формулировки дефиниции и формирования полемической культуры, актуальной для современного общества.

Литература:

1. Греко-латинская полемика XI–XII веков в контексте культурного Бармин А.В. отчуждения между Западом и Востоком христианской экумены: автореф. дисс. … канд. истор. наук. — М., 1995.

2. К философии поступка // Философия и социология науки и тех- Бахтин М.М. ники. Ежегодник 1984–1985. — М., 1986.

3. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб., 2000.

4. Русский язык и языковая личность. — М., 1987. Караулов Ю.Н.

5. К современной антропологии слова // Современные транс- Кондаков И.В. формации российской культуры. — М., 2005.

6. Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. Т. 1. — М., 2007.

7. Спор о споре, или колючая изнанка методологии // Вестник Лехциер В.Л. СамГУ. — 2004. — № 3(33).

8. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов. — М., 1985. Ожегов С.И.

9. Эстетика полемического дискурса в русской культуре. Автореф. Петрова В.А. дисс. на соиск. уч. степ. канд филос. наук. — СПб., 2004.

10. Полемика в русской церкви первой трети XVI столетия. — М., Плигузов А.И. 2002.

11. Полемическая культура и структура научного текста в средние века и раннее Новое время. — М., 2012.

12. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка / Под ред. А. Н. Чудинова. — СПб., 1894.

13. Словарь политических, социально-экономических и некоторых других слов. Пособие при чтении газет, журналов и книг по общественным вопросам. — М., 1906.

14. Словарь современного русского литературного языка. Т. 10. — М.;Л., 1960.

15. Словарь церковно-славянского и русского языка, составленный вторым отделением Императорской академии наук. Т. III. — СПб., 1867.

16. Советский энциклопедический словарь. — М., 1985.

17. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. Том третий. — СПб.; М., 1907.

18. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А. А. Ивина. — М., 2004.

19. Энциклопедический словарь / Под ред. проф. И. Е. Андреевского. — СанктПетербург: Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон, 1890–1907. Т. 24: Повелительное наклонение — Полярные координаты, 1898.

20. Энциклопедический словарь / Под ред. проф. И. Е. Андреевского. — СанктПетербург: Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон, 1890–1907. Т. 21а: Нэшвилль–Опацкий. 1897.

Статья поступила 19.11.2015 г.

Стало аксиомой утверждение, что Россия сформировалась как христианская цивилизация. Становление и бытие христианства всегда сопровождалось полемикой, что выражено в словах апостола Павла: «Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11, 19). А.В. Бармин, исследовав содержание церковной схизмы между христианским Востоком и Римом, отмечает, что «полемическая литература является одним из наиболее очевидных проявлений взаимного удаления Церквей» [1. С. 6], символом культурного отчуждения. А.И. Плигузов полагает, что богословские споры были обычным делом в средневековой истории: «…на Руси гадали о месте земного рая, вели споры о достоинстве Флорентийской унии, о разделе митрополии на восточнославянскую и литовскую (киевскую) части, о хождении посолонь, о еретических движениях и казнях еретиков…» [10. С. 11]. В XVII в. произошел раскол русской Церкви, повлекший за собой горячие религиозные споры, не утихшие до сих пор. Так, в 2008 г. в «Доме российской прессы» (на Берсеневской набережной) прошло три религиозных диспута между мирянами Русской Православной Старообрядческой церкви и отцом Даниилом Сысоевым, представлявшим РПЦ.

Один из основателей «Школы Анналов» Люсьен Февр посетовал на то, что его коллеги по научному цеху проходят мимо самых очевидных тем исследования: «Подумать только — у нас нет истории Любви! Нет истории Смерти. Нет ни истории Жалости, ни истории Жестокости. Нет истории Радости» [цит. по: 11. С. 5]. Несмотря на то, что авторы книги «Полемическая культура и структура научного текста в средние века и раннее Новое время» вынесли в заглавие словосочетание «полемическая культура», определения этого понятия мы не находим. Во введении к сборнику Ю.В. Иванова делает упор не столько на полемическую культуру, сколько призывает серьезно отнестись к разработке нового направления науки — истории аргументорики. Однако к одной из очевидных тем истории и культуры мы относим не только исследование полемических текстов, к которым обратились авторы издания, но и саму формулировку понятия «полемическая культура». Достаточно близко к данной теме подошла В.А. Петрова, используя другой термин — «полемический дискурс»: «вид спора, в котором усилена субъектная составляющая. Полемическое высказывание носит выраженный оценочный характер. Смысл высказывания связан со спецификой его дискурсивной принадлежности» [9. С. 13]. Акцент на эстетику в полемическом дискурсе является тем сдерживающим фактором, который не дает В.А. Петровой выйти на более широкое, на наш взгляд, понятие «полемическая культура». К тому же автор полностью исключает из поля зрения внутрицерковную полемику после раскола XVII в., сильно сужая рамки исследования.

Для Цитирования:
Маслова Юлия Валерьевна, Полемическая культура: тезисы к понятию. Вопросы культурологии. 2016;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: