Статья поступила 19.11.2015 г.
Стало аксиомой утверждение, что Россия сформировалась как христианская цивилизация. Становление и бытие христианства всегда сопровождалось полемикой, что выражено в словах апостола Павла: «Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11, 19). А.В. Бармин, исследовав содержание церковной схизмы между христианским Востоком и Римом, отмечает, что «полемическая литература является одним из наиболее очевидных проявлений взаимного удаления Церквей» [1. С. 6], символом культурного отчуждения. А.И. Плигузов полагает, что богословские споры были обычным делом в средневековой истории: «…на Руси гадали о месте земного рая, вели споры о достоинстве Флорентийской унии, о разделе митрополии на восточнославянскую и литовскую (киевскую) части, о хождении посолонь, о еретических движениях и казнях еретиков…» [10. С. 11]. В XVII в. произошел раскол русской Церкви, повлекший за собой горячие религиозные споры, не утихшие до сих пор. Так, в 2008 г. в «Доме российской прессы» (на Берсеневской набережной) прошло три религиозных диспута между мирянами Русской Православной Старообрядческой церкви и отцом Даниилом Сысоевым, представлявшим РПЦ.
Один из основателей «Школы Анналов» Люсьен Февр посетовал на то, что его коллеги по научному цеху проходят мимо самых очевидных тем исследования: «Подумать только — у нас нет истории Любви! Нет истории Смерти. Нет ни истории Жалости, ни истории Жестокости. Нет истории Радости» [цит. по: 11. С. 5]. Несмотря на то, что авторы книги «Полемическая культура и структура научного текста в средние века и раннее Новое время» вынесли в заглавие словосочетание «полемическая культура», определения этого понятия мы не находим. Во введении к сборнику Ю.В. Иванова делает упор не столько на полемическую культуру, сколько призывает серьезно отнестись к разработке нового направления науки — истории аргументорики. Однако к одной из очевидных тем истории и культуры мы относим не только исследование полемических текстов, к которым обратились авторы издания, но и саму формулировку понятия «полемическая культура». Достаточно близко к данной теме подошла В.А. Петрова, используя другой термин — «полемический дискурс»: «вид спора, в котором усилена субъектная составляющая. Полемическое высказывание носит выраженный оценочный характер. Смысл высказывания связан со спецификой его дискурсивной принадлежности» [9. С. 13]. Акцент на эстетику в полемическом дискурсе является тем сдерживающим фактором, который не дает В.А. Петровой выйти на более широкое, на наш взгляд, понятие «полемическая культура». К тому же автор полностью исключает из поля зрения внутрицерковную полемику после раскола XVII в., сильно сужая рамки исследования.